УСТЬ-КУТСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА Диалог ТВ г.Усть-Кут.
www.dialog.ust-kut.org

Читать статью на сайте ГАЗЕТЫ
    

территория бизнеса

СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХА ИРКУТСКОЙ НЕФТЯНОЙ КОМПАНИИ

Многие жители Усть-Кута наслышаны о деятельности Иркутской нефтяной компании (ИНК), но вряд ли кто-то представляет себе размах строительства, который ведется сегодня в тайге на Ярактинском нефтегазоконденсатном месторождении. Дороги, по качеству гораздо лучше тех, что от Усть-Кута до Верхнемарково и в сторону Братска, вахтовые поселки со всей необходимой для нормальной жизни инфраструктурой и порядком, какого не встретишь в обычных поселках, сотни метров трубопроводов, сетью опутывающих еще недавно непроходимую тайгу – все это не может не впечатлять человека, впервые попавшего на нефтедобывающие площадки ИНК. После ввода в строй нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий Океан (ВСТО) у ИНК появился более легкий способ экспортировать углеводородное сырье на мировые рынки, и, следовательно, в разы увеличить нефтедобычу. Однако, чтобы добиться значительных успехов в увеличении производства, только доступа к нефтепроводу явно недостаточно. Так из чего же слагается эффективная деятельность Иркутской нефтяной компании? Ответ на этот вопрос мы узнали, посетив объекты ИНК в рамках организованного пресс-тура.

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО

Наше знакомство с Иркутской нефтяной компанией началось с Марковского месторождения расположенного рядом с Верхнемарково, с которого и началось развитие еще «Усть-Кутнефтегаза». Именно отсюда первая нефть шла на реализацию потребителям и на усть-кутские котельные. Сегодня Марковское НГКМ – это несколько модульных передвижных зданий, в которых размещаются производственные, жилые и бытовые помещения. Несмотря на близость поселка, работают здесь вахтой. Рядом с поселком расположены еще несколько площадок. Одна из них – пункт утилизации твердых бытовых отходов: их сжигают в специальной установке. Забегая вперед, стоит сказать, что порядку и чистоте на всех без исключения объектах ИНК уделяют особое внимание: на территории не то что мусора - окурков не увидите. Все отходы собираются в баки, находящиеся в специально отведенных для этого местах, на которых, кстати, также царит образцовая чистота, просто потому что вывозится мусор вовремя. Сама собой приходит мысль, что объекты компании напоминают маленький город со всей соответствующей инфраструктурой, и что усть-кутским коммунальщикам есть чему поучиться в плане организации утилизации мусора. А еще возникает вопрос: что первично в формировании окружающей среды: сознание человека или окружающий его быт. Как ни бьются в городе за чистоту улиц и дворов, проку мало, а здесь вот нашли способ влиять на сознание людей, приучая их к чистоте и порядку. И штрафами в том числе, и неотвратимостью наказания. Вот бы этот опыт в наш город - цены бы ему не было, и результат не замедлил бы сказаться.

Покинув Верхнемарково, мы отправились еще на один объект – Энергокомплекс . Электроэнергию для своих объектов ИНК вырабатывает сама, сжигая газ. Подобная ТЭС скоро появится и в Усть-Куте, ее строительство намечено на 2014 год. Стоит ли говорить, что себестоимость получаемой электроэнергии в разы дешевле, что положительно сказывается на цене конечной продукции и ведет к увеличению прибыли. Точный экономический расчет – это одна из составляющих успеха ИНК. И это касается всей цепочки производства, каждой ее составляющей, какой бы незначительной, на первый взгляд, она не казалась. Здесь можно было бы порассуждать, что принцип точного экономического расчета универсален как для отдельного предприятия, так и для государства в целом, но это тема для отдельного разговора. Наш же путь привел нас, тем временем, на Пункт Сбора Приема нефти – ПСП «Марковское», где нефть, прокачанная от скважины, через УПН – установку подготовки нефти, наконец-то поступает в тот самый нефтепровод ВСТО, откуда ей прямой путь к заграничным потребителям.

ПСП «Марковское» - еще одна площадка, которая в обрамлении тайги смотрится каким-то внеземным объектом из серебристого металла. И все же это один из многих жилищных поселков, где созданы все условия как для работы, так и отдыха тех, кто трудится здесь вахтовым методом. На его строительство ушел всего год, впрочем, строительство еще не окончено: сейчас здесь сооружают дополнительные резервуары – десятитысячники – для хранения нефти, пока она не поступит в нефтепровод.

- К 10 ноября 2011 года здесь был сдан в нефтепровод первый миллион тонн нефти, второй миллион был прокачан к 10 мая 2012 года, и темпы прокачки нефти увеличиваются с каждым днем, – рассказал заместитель начальника ПСП «Марковское» Константин Попов. - Сюда же сейчас поступает и нефть с Ярактинского месторождения, которое осваивается сегодня усиленными темпами. Прежде нефть с Яракты по зимнику вывозилась в Усть-Кут нефтевозами и через нефтебазу «Иркутск-Терминал» отгружалась потребителям железнодорожным транспортом. Метод транспортировки был затратным, и это во многом сдерживало развитие месторождений. Все стадии сдачи нефти автоматизированы, обслуживает процесс тридцать сотрудников ИНК. Кроме них на ПСП работают и представители компании «Транснефть», обслуживающей нефтепровод ВСТО, которые непосредственно принимают нефть как товар, следят за ее качеством.

Качеству углеводородного сырья здесь уделяется особое внимание, и не только на конечном этапе сдачи продукции. Стоит заметить, что нефть Восточной Сибири по своим свойствам является исключительной. Как говорят, ее хоть сразу в бензобак заправляй, без всякой переработки. Это обусловлено тем, что в ней очень низкий процент серы и парафинов.

Рядом с производственной зоной ПСП расположена и жилая: общежитие, столовая.
- Намечаем новое строительство, - говорит Константин Вениаминович. – Хотим сделать спортзал с тренажерами, красный уголок, чтобы работникам было где отдохнуть после рабочей смены.

- Условия работы и проживания на ПСП хорошие, - говорит оператор Нина Вадимовна Максимова. - В комнате общежития мы проживаем по двое, но если один отдыхает, другой на смене, так что можно сказать, что в комнате всегда находимся по одному. Питание здесь очень хорошее, в столовой всегда большой выбор блюд, напитков, выпечки. В свободное время можно посмотреть телевизор, так что от большой земли мы не оторваны, в курсе всех событий. А за порядком следим сами, дворников у нас нет. Очень удобно, что между зданиями везде проложены бетонные тротуары, можно ходить в легкой обуви, а иначе из резиновых сапог бы не вылезали – вокруг сплошная глина.

Кормят в столовой ПСП, как и на других участках, действительно отлично, мы, журналисты, убедились в этом лично. А еще меня, человека, привыкшего ничему не удивляться, все же удивило общежитие для рабочих: здесь совсем по-домашнему принято переобуваться, едва войдешь в помещение, а потом идти к своей комнате по чистой ковровой дорожке. Сменные тапочки стоят у входа на стеллажах, здесь же оставляют и рабочую обувь. Это еще одна деталь, на первый взгляд, незначительная, но очень важная в слагаемых успеха компании в целом. Еще известный капиталист Генри Форд отмечал, что производительность труда рабочих, которые довольны условиями труда и отдыха, возрастает на порядок и начал с создания на производстве рабочих столовых и комнат отдыха.

Настало время прощаться с ПСП «Марковское» и двигаться дальше, но, прежде всего, стоит рассказать о соседствующем с объектом поселке Верхнемарково.

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ МИРЫ

Несмотря на то, что первый нефтяной фонтан в Верхнемарково забил полвека назад, поселок так и не стал за это время нефтяным Клондайком. И сегодня, когда Иркутская нефтяная компания получила импульс к стремительному развитию, марковчане не стремятся к интеграции с нефтяниками, напротив, чаще возникают взаимные претензии и упреки.

- С Иркутской нефтяной компанией у нас налажено тесное сотрудничество, говорит глава Верхнемарковского сельского поселения Александр Юрьевич Соколов. – Нас радует тот факт, что зарплата в ИНК постоянно увеличивается, поэтому увеличиваются и налоговые поступления. Но между нами подписаны и договоры социального партнерства, в рамках которых компания помогла нам приобрести электродвигатель для котельной, когда наш поселок еще не был подключен к единой системе энергоснабжения, это очень дорогостоящее приобретение. Сегодня такие договоры заключаются не между администрациями поселка и нефтяной компании, а на уровне областного правительства, и в договоре оговаривается сумма, которая будет выделена на поселок Верхнемарково. Мы же, в свою очередь, представляем список объектов, на которые мы планируем потратить выделенные средства. В основном, эти деньги тратятся на социальную сферу: больницу, школу, детсад. Конечно, хотелось бы пожелать, чтобы наши взаимоотношения были более тесными в плане кадровой политики: пока жителей Верхнемарково в Иркутскую нефтяную компанию берут редко.

Ощущение того, что Верхнемарково и предприятие нефтяников – это два параллельных мира, только усиливается после посещения пункта сдачи продукции (ПСП) Марковского нефтегазоконденсатного месторождения и комплекса термического обезвреживания (КТО) твердых бытовых отходов, расположенных по соседству. С одной стороны серость и убогость, которую не скрашивают даже ухоженные дома и цветущие палисадники, потому что преобладают покосившиеся заборы, заросшие бурьяном огороды, и здания с облупившейся краской. А с другой стороны образцовый порядок вахтового поселка, где даже окурка где попало не увидишь. Кстати, на КТО работает житель Верхнемарково. У него свой взгляд на взаимоотношения компании и поселка.

- Работаю в Иркутской нефтяной компании еще с тех пор, когда она была «Усть-Кутнефтегазом», - говорит Сергей Александрович Помащук, оператор комплекса термического обезвреживания на Марковском НГКМ. - Робота нравится и зарплата хорошая. А то, что местных неохотно берут, так жители сами виноваты. Здесь требования к рабочей дисциплине очень высокие - не каждый может выдержать.

Покидая ПСП, вахтовой автомобиль проезжает мимо перепаханного поля, и мысль приходит сама собой: вот она, та самая земля, которая сегодня разъединила эти параллельные миры, а ведь она может стать и объединяющей силой. Пусть Верхнемарково не превратилось в поселок нефтяников, но село обладало и обладает сельскохозяйственным потенциалом, а рабочие стремительно разрастающихся вахтовых поселков все больше и больше будут нуждаться в продуктах питания, в тех самых картофеле, капусте и других овощах, которые вполне по силам выращивать местным жителям. Рынок сбыта сельскохозяйственной продукции с расширением нефтегазодобывающей отрасли в районе будет только увеличиваться, и все что необходимо для открытия новой страницы взаимовыгодного сотрудничества между ИНК и Верхнемарково, это пересмотреть последним свою роль во взаимоотношениях: из просителей превратиться в полноценных партнеров.

ФАКЕЛЫ НАД ТАЙГОЙ

Два факела, озаряющих вечернее небо над тайгой, говорили о том, что мы приближаемся к Ярактинскому нефтегазоконденсатному месторождению, которое похоже на ПСП: те же промышленная и производственная зона, но все значительно больше. По сути, это маленький моногородок, где основной движущей и развивающей силой является добыча нефти. А еще его можно сравнить с центральным пунктом, который десятками нитей-дорог и трубопроводов связан с многочисленными площадками, раскиданными по тайге, на которых происходит разведка, бурение скважин, добыча углеводородного сырья, подготовка его к транспортировке по трубопроводам к конечному пункту – ПСП. Площадки обозначаются все теми же аббревиатурами: УКПГ – установка комплексной подготовки газа, ДНС – дожимная насосная станция, ДКС – дожимная компрессорная станция, ЦППНГ – цех подготовки, перекачки нефти, УПН – установка подготовки нефти…

Представить себе размах строительства, которое ведет ИНК, осваивая Ярактинское месторождение, даже посетив все площадки, вряд ли удастся в полной мере. А все начинается со строительства дорог, и качеству их можно только позавидовать. И именно на этих дорогах, на обустройство и содержание которых затрачены миллионы рублей, теперь компания экономит и снижает себестоимость конечного продукта. Для иллюстрации один пример. На путь от ВЖП Яракта до одной из дожимных насосных станций, на который мы на вахтовой машине потратили сорок минут, еще пару лет назад по бездорожью тратили несколько часов со всеми вытекающими из этого накладными затратами. Время – деньги, здесь смысл этого выражения начинаешь понимать буквально. Время от того момента, когда на площадку приходят первые строители, чтобы начать возведение производственных сооружений, и до первого пуска агрегатов сокращается до предельного минимума. Способствует этому использование модульных конструкций, из которых здесь собрано все: и производственные здания, и бытовые. Работа ведется непрерывно. Практически на каждой площадке что-то строится, прокладываются трубопроводы, ограждается территория, устанавливаются блок-модули для будущих цехов и насосных станций. И не стоит забывать, что нефтедобыча – это производство, связанное с повышенной опасностью, как для окружающей среды, так и для людей, которые на нем работают. Вот почему качеству трудовых ресурсов внимания здесь уделяется ничуть не меньше, чем качеству товарной продукции и охране окружающей среды.

КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ

Устроиться на работу в Иркутскую нефтяную компанию устькутанам достаточно сложно, но совсем не потому, что нет вакансий. Вакансий как раз достаточно, но проблема в том, что претенденты на рабочие места не обладают необходимым образованием. Долгие годы Усть-Кут по праву считался городом речников, строителей и железнодорожников. В последнее время его можно было бы назвать и городом нефтяников, однако новая профессия пока с трудом завоевывает вполне заслуженное признание.

Запасы разведанных на севере Иркутской области месторождений нефти и газа впечатляют, но проблема недостаточного их освоения заключалась в отсутствии транспортной инфраструктуры, что являлось препятствием для расширения добычи и сбыта продукции. Все изменилось с вводом в строй нефтепровода ВСТО. Получив возможность поставки нефти на мировые рынки, Иркутская нефтяная компания за короткое время увеличила добычу углеводородного сырья в разы. Стало возможным расширение производства, бурение новых скважин, строительство нефтепроводов с более отдаленных месторождений. Все это неизбежно потребовало большего количества специалистов нефтяной отрасли. Однако Усть-Кут пока никак не прореагировал на новые требования в сфере подготовки квалифицированных кадров для нефтедобывающих предприятий. Заполнять образовавшийся вакуум приходится приглашенным людям из районов, где нефтедобыча развивалась десятилетиями. И не вина администрации ИНК, что ей приходится приглашать рабочих из Башкирии, Омска, Тюмени, Саратова и других регионов России, оплачивать им часто очень недешевый проезд. Это общая беда и компании, и города, не способного пока предложить нефтяным предприятиям необходимых специалистов. В свою очередь Иркутская нефтяная компания открыта для сотрудничества со школами и училищами города и даже готова устраивать экскурсии, чтобы старшеклассники могли поближе познакомиться со специальностями, требующимися в нефтяной отрасли, и осознанно выбрать будущую профессию.

Те же, кто захочет связать свою судьбу с ИНК, должны прекрасно понимать, что работать в компании очень сложно в том смысле, что предъявляемые высокие требования касаются не только уровня профессиональной подготовки, но и человеческих качеств. На всех без исключения объектах ИНК установлен абсолютный сухой закон. Любого, будь-то рабочий или инженерный служащий, пойманного на рабочем месте в нетрезвом виде, увольняют без промедления. Для смежников, которые работают по договорам подряда, установлена система штрафов: рюмка водки может обойтись в сумму от пятидесяти до ста тысяч рублей. Такое же нетерпимое отношение в компании и к любителям наркотиков. Но высокие требования к рабочей дисциплине – это необходимость и еще одно слагаемое успеха компании в целом.

НЕДОСТАЮЩЕЕ ЗВЕНО

ПСП – это конечное звено сложной производственной цепи, началом которой является геологоразведка. Иркутская нефтяная компания, пожалуй, единственная в своем роде, которая включает в себя все стадии от разведки месторождений до их промышленного освоения.

Буровые установки сегодня мало чем напоминают классические вышки, так знакомые обывателю по фильмам о нефтяниках. Мобильная установка со всем необходимым оборудованием готова в самые короткие сроки передислоцироваться на любую площадку, куда только позволят дорожные условия. Мы побывали на одной такой буровой, где бурили скважину для закачки попутного нефтяного газа обратно в подземные пласты. Факелы, на которых сжигается сегодня попутный газ при добыче нефти, столь зрелищные для обывателя, очень убыточны для нефтяной компании, потому что бесцельно пропадает ценнейшее сырье. А пропадает оно только потому, что на него нет сегодня устойчивого спроса. К тому же Киотский протокол, к которому присоединилась и Россия, вводит жесткие ограничения на вредные выбросы в атмосферу, которые неизбежно сопутствуют открытому сжиганию газа. Выход пока найден в том, что газ по скважинам закачивают обратно в землю, поддерживая тем самым внутрипластовое давление. В 2014 году параллельно нефтепроводу ВСТО правительство России планирует начать строительство и газопровода, и есть надежда, что факелы перестанут озарять тайгу: попутный газ станет таким же товаром, что и нефть.

Пока основным видом деятельности ИНК является разведка и добыча нефти, но у компании есть амбициозные проекты включить в производственную цепочку недостающее звено – переработку. Не секрет, что на основе углеводородного сырья можно выпускать не только топливо для автотранспорта, но и массу всевозможных видов пластика, который также пользуется устойчивым спросом на мировом рынке. Остается надеяться, что в дальнейшем ИНК сможет решить вопрос недостающего звена.

Наша двухдневная командировка пролетела быстро: полные впечатлений, мы возвращались в Усть-Кут, а нашим коллегам, журналисту из японской телерадиокомпании «ЭН-ЭЙЧ-КЕЙ» Юсукэ Китамура, переводчику Елене Солодкой и видеооператору Николаю Унагаеву предстоял путь дальше, до Владивостока. Интерес японцев к Иркутской нефтяной компании был неслучайным: динамично развивающееся сибирское предприятие представляет интерес для японских инвесторов. На открывающемся саммите АТЭС успехи ИНК также не останутся без внимания. И у нас, устькутян, тоже есть повод для гордости: рядом с нами работает нефтяная компания мирового уровня, и хотя мы еще не вполне осознали все преимущества такого соседства и возможности взаимовыгодного сотрудничества, время все расставит на свои места, и вполне возможно, что в скором времени Усть-Кут можно будет назвать и городом нефтяников.

Вера Таюрская,
фото автора

   

   


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

    

Адрес статьи: http://dialog.ust-kut.org/?2012/37/04372012.htm
При использованиии материалов сайта активная гиперссылка на газету Диалог ТВ обязательна.


Вернитесь назад

Яндекс.Метрика