УСТЬ-КУТСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА Диалог ТВ г.Усть-Кут.
www.dialog.ust-kut.org

Читать статью на сайте ГАЗЕТЫ
    

«Байкал 2020» – проверено на себе!

«Байкал 2020» - межрегиональный молодежный лагерь, который вот уже пять лет собирает молодых людей со всей России и других стран на берегу Байкала, недалеко от поселка Большое Голоустное. «Байкал 2020» - это образовательная площадка, объединившая в себе восемь направлений: политика, добровольчество, СМИ, развитие межнациональных отношений, туризм, карьера, бизнес, реклама и PR.

В апреле этого года на официальном сайте лагеря началась регистрация участников. Желающие должны были выполнить определенное задание, содержание которого отличалось в зависимости от направления. Но это в идеале. На самом же деле, в лагерь брали всех желающих, значения не имел даже возраст (среди участников было немало тех, кто давно вышел из возрастной категории «молодежь»). Причем как позже оказалось, наличие выполненного задания – сущая формальность, не являющаяся обязательным условием для участия. Было немало и тех, кто не подавал заявку заранее, а просто приехал на сборный пункт с вещами и документами прямо в день заезда. Правда, такие люди автоматически попадали на направление «Политика». Туда же попадали и те, кто не мог определиться с выбором направления и при регистрации на сайте поставили галочки напротив всех имеющихся вариантов. Возможно, именно поэтому на «Политике» было больше всего участников - около двухсот человек. Впрочем, в этом нет ничего удивительного, ведь инициатором создания лагеря пять лет назад выступила «Единая Россия», а главной целью было формирование молодежного политического кадрового резерва региона. И только с течением времени «Байкал 2020» превратился в образовательную площадку по разным направлениям. Для сравнения, на направление СМИ, куда мне посчастливилось попасть, приехали всего 18 участников.

В день отъезда на сборном пункте с раннего утра началась регистрация, постоянно прибывали новые участники, и уже к десяти часам большая часть роллердрома на стадионе «Труд» была занята людьми и их багажом. Туда-сюда с табличкой «Организатор» сновали люди, раздавая указания. Участникам предстояло отстоять длинную очередь, чтобы заполнить необходимые документы, внести организационный сбор (1000 рублей) и получить рюкзак с униформой - футболкой и банданой с логотипами лагеря. Затем мы расселись по автобусам и длинным кортежем в сопровождении четырех автомобилей ГИБДД направились к месту расположения лагеря.

Дорога до Большого Голоустного – это отдельная тема для разговора: 30 километров «убитого» асфальта и 90 километров гравийки. Два часа пути мы ехали в сплошном облаке пыли, дышать было сложно даже в автобусе, и это несмотря на то, что окна были полностью закрыты. Прибыли в лагерь. При входе на территорию прошли досмотр багажа на наличие алкоголя и наркотических веществ.

Территория лагеря (около четырех гектаров) разделена на жилую, административную, хозяйственную и учебную части. Жилая зона разбита на палаточные стоянки, рассчитанные на 18 человек каждая. Всего насчитывалось около пятидесяти таких стоянок. В центре лагеря расположен двухэтажный деревянный административный корпус, на первом этаже которого расположились медпункт, кабинеты организаторов, компьютерный класс и пресс-центр. Последний, кстати, на эту неделю стал нам вторым домом, так как на направление «СМИ» была возложена работа по освещению жизни всего лагеря. Ежедневно мы выпускали в свет новости, выкладывали материалы о жизни «Байкала 2020» в сеть, выпускали радиопередачу. В этом году, в отличие от прошлых лет, практически отсутствовало техническое оснащение: не было профессионального оператора и монтажера, нормальной видеокамеры и хороших компьютеров. Приходилось обходиться тем, что есть, новостные сюжеты снимали на фотоаппараты (благо, практически у всех участников нашей площадки были хорошие фотоаппараты с зеркальной оптикой, снимающие видео в формате HD), затем откуда-то взялась любительская видеокамера со штативом, монтировали видео на своих личных ноутбуках. Но если с выпуском новостей, с помощью подручных средств и общих усилий, мы как-то справлялись, то с выкладкой новостей во Всемирную сеть возникали постоянные проблемы, так как нормального Интернета в лагере не было. Сначала организаторы обещали, что на всей территории лагеря будет работать бесплатный wi-fi от компании «Мегафон», но потом они, видимо, передумали и заключили договор с мало кому известной красноярской компанией «Искра». В итоге одновременно находиться в сети могли всего сорок человек из числа всех участников лагеря! Но даже если и удавалось войти в число этих счастливчиков, нормально работать в сети не получалось из-за очень низкой скорости. Чтобы выложить даже небольшой текст, приходилось тратить по два часа. Затем на помощь нам пришел специалист по связям с общественностью компании «Мегафон», предоставив нам бесплатно 3G модем. Работать стало легче, но не намного: выйти в Интернет получалось только в определенных местах - метрах в двухстах от жилой территории лагеря (в чистом поле модем иногда ловил сеть). День на третий пребывания в лагере кто-то из наших ребят выведал пароль от третьей сети wi-fi, закрытой для простых участников. С тех пор мы стали обладателями «страшной тайны» и нормального выхода в Интернет, а мир, наконец, смог получать новости из первых уст аборигенов лагеря.

Кстати, об организации: она, мягко говоря, оставляла желать лучшего. Кроме отсутствия Интернета, в лагере нормально не работал ни один из сотовых операторов. Чтобы связаться с внешним миром приходилось подолгу искать сеть, а если кому-то везло ее найти, то приходилось останавливаться в том месте, где телефон находил сигнал, и не менять точку дислокации до конца разговора, так как связь могла исчезнуть в любой момент. Почему сигнал такой плохой, было совершенно непонятно: буквально в паре километров от лагеря на берегу Байкала расположены вышки операторов связи, и в прошлые годы такой проблемы не было.

Теперь что касается условий проживания. Как уже говорилось выше, «Байкал 2020» - лагерь палаточный. Палатки (надо отдать должное, новые и современные) заранее были установлены на специальных деревянных помостах. Спальники и туристические коврики бесплатно выдавались всем желающим. Кроме выданного в лагере спальника, у меня с собой был еще мой, личный, но спать все равно было прохладно, несмотря на «толстый слой» одежды. Вечером и ночью на Байкале очень холодно. Каждый вечер я с нежностью вспоминала оставшийся дома лыжный костюм: здесь он был бы очень кстати. Особенно тяжело было вставать утром и заставлять себя выбираться из нагретого спальника. А вставать приходилось очень рано. Официальный подъем в лагере был в восемь утра, но, чтобы попасть в горячий душ, вставали мы часа за два до этого. Пару раз мы приходили на полчаса позже и оказывались не первыми. Горячей воды хватало всего человек на пятьдесят, и порой домываться приходилось чуть теплой, а то и вовсе холодной водой. Кроме теплого душа, на территории лагеря расположены два летних, вода в которых нагревается солнцем.

После приема утренних водных процедур мы дружным девчачьим строем отправлялись в столовую сушить волосы. Почему в столовую, спросите вы. Все очень просто: там расположены розетки. Электричество в лагере – роскошь, и зарядить телефон или ноутбук можно только в строго определенных местах, что опять же было не очень удобно, так как заряжающееся устройство приходилось караулить. Хотя желанием прихватить чужое имущество байкаловцы, в большинстве своем, не отличались, в основном, вещи терялись в результате рассеянности или забывчивости их обладателей. Объявления о пропавших и нашедшихся вещах постоянно звучали по местному уличному радио. Что только не терялось: одежда, обувь, рюкзаки, сотовые телефоны, фотоаппараты и ноутбуки. Больше всего меня удивляло, когда люди забывали вещи в душе. Причем, не какой-то один предмет одежды, а целые комплекты. Невольно возникал вопрос: в чем же тогда намывшиеся люди душевую покидали?.. Чаще всего потерянные вещи находили своих хозяев, но случались и неприятные моменты, когда вещи пропадали безвозвратно.

Но вернемся к столовой. Столовая в лагере – место священное, не только из-за наличия электричества. Четыре раза в день байкаловцев приглашали туда для приема пищи. Значимость этого сооружения подчеркивал огромный портрет главы государства, который с улыбкой следил за тем, как мы едим. А есть было практически невозможно. Питание в лагере было просто отвратительное. Основные блюда в меню - каша и макароны, иногда в них встречались фрагменты тушенки. На обед давали суп, в котором, если повезет, можно было встретить пару маленьких кусочков мяса. Порции маленькие, как будто специально подчеркнутые большими железными мисками. А вот хлеб можно было есть в неограниченных количествах. В обычной жизни я хлеб ем очень редко, и то только в виде бутерброда. Но голод не тетка… Столько хлеба, сколько я съела за семь дней лагеря, я не ела никогда! Один раз давали тефтели, один раз тушенную в каком-то странном подливе колбасу. Первые два дня на завтрак давали сыр, затем счастье кончилось, и приходилось довольствоваться просто хлебом с маслом. Вилок не было, из столовых приборов были только ложки. То ли из-за экономии, то ли из-за опасения, что вечно голодающие участники могут, вооружившись вилкой, напасть на работников пункта питания с требованием нормальной еды.

Кроме столовой, на территории лагеря работало кафе, где можно было поесть нормальной пищи. Цены там были вполне приемлемые, ассортимент разнообразный. В течение дня там можно было посмотреть прямые трансляции летней олимпиады в Лондоне.

Низкий уровень организации с лихвой компенсировался очень высоким уровнем экспертов, которые проводили для участников семинары и читали лекции. На нашем направлении в течение всей смены работал Штефан Лутчингер, профессор Лондонского университета, с мастер-классом приезжала суперфотограф Елена Аносова, известные в сети блоггеры и редакторы крупных новостных Интернет-порталов делились опытом развития и продвижения новых медиа. Кроме узкоспециализированных лекций, были и общеобразовательные. Сергей Язев, директор обсерватории ИГУ, читал для всех желающих лекции по истории космонавтики в России и про то, как создавались самые известные мифы современности, широко разрекламированные средствами массовой информации. А вечером участники лагеря смотрели через телескопы на луну.

Кроме многочисленных лекций для всех участников были запланированы туристические, спортивные и развлекательные мероприятия. Походы, велосипедные и конные прогулки, рафтинг, занятия на скалодроме, пейнтбол, спортивные состязания, чемпионаты игр «Что? Где? Когда?», «Quiz» и «Крокодил».

Особенно запомнились соревнования по кладоискательству, которые проводила Всероссийская федерация приборного поиска. На определенном участке земли были заранее закопаны десять монет времен Ивана Грозного, которые предстояло найти с помощью металлоискателей. Участники разделились на две команды, на поиски был дан час. Свисток организаторов - и участники разошлись в разные стороны. То тут, то там звенели приборы, участники копали ямки, но находились, в основном, консервные банки и пробки от бутылок. Спустя десять минут раздались победные крики счастливчиков, нашедших первую монетку. За отведенное время были найдены семь монет из десяти, они достались начинающим кладоискателям в качестве сувенира. Кроме специально закопанных монет, участники нашли немало настоящих трофеев: старинные бурятские перстни и браслеты, монеты, отчеканенные в XVIII и IXX веках, обломки старинных печных решеток. Кубок победителей достался нашей команде и занял почетное место в монтажке.

В единственный выходной (в этот день было всего две лекции, а не три-четыре, как обычно) мы отправились всей компанией на Байкал. Погода стояла жаркая и солнечная, даже удалось искупаться. Правда, про работу и здесь не забывали: за два часа отдыха сняли два сюжета.

Каждый вечер на поляне возле главной сцены проходили дискотеки, которые вели лучшие диджеи Иркутска, резиденты известных ночных клубов. С концертами лагерь посетили известные в городе музыкальные группы, а в один из вечеров выступала команда КВН ИГУ.

Все развлекательные мероприятия в лагере заканчивались строго в 23.00, после этого давался еще один час на то, чтобы умыться перед сном и посидеть перед костром за кружкой чая. А ровно в полночь по стоянкам с проверкой шли организаторы в сопровождении ангарского ОМОНа. Они заставляли тушить костры, не давая байкаловцам даже разлить вскипевший чай по кружкам. Дважды на моих глазах представители ведомства заливали горячим чаем костер. Отношение было такое, как будто бы в лагере собрались не взрослые люди, а четырнадцатилетние подростки, вырвавшиеся из-под родительского контроля. Участники лагеря, которые приехали на «Байкал 2020» не в первый раз, рассказывали, что раньше ничего подобного не было. Но даже такой контроль не останавливал некоторых участников: практически во время каждого ночного обхода представители ОМОНа ловили молодых людей в состоянии алкогольного опьянения. И хотя за это было предусмотрено немедленное исключение из лагеря, «изгнан» был всего один нарушитель.

В день торжественного закрытия лагеря с визитом к нам приехали полпред президента по СФО Виктор Толоконский, губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко и председатель Законодательного собрания региона Людмила Берлина. К приезду почетных гостей в лагере начали готовиться заранее: украсили территорию флагами, усилили охрану, провели инструктаж среди организаторов и участников. Утро последнего дня началось с усиленного завтрака (в дополнение к традиционной каше дали по йогурту и груше), так как следующий прием пищи был назначен только на вечер, после отъезда делегации из лагеря. На встрече высоких гостей с байкаловцами нам объявили, что все желающие смогут задать интересующие вопросы. Однако когда я подошла к девушке с микрофоном, чтобы задать свой вопрос, мне этого сделать не дали, так как выяснилось, что вопрос нужно было заранее согласовать. Вот тебе и неформальная встреча с молодежью! Затем почетные гости отправились на защиту проектов участников, а после состоялось торжественное закрытие сезона 2012 года, на котором были награждены самые активные участники лагеря. Уже вечером перед праздничным концертом иркутской музыкальной группы «130-й квартал» были названы авторы проектов, получивших гранты на их реализацию. Среди победителей был и усть-кутский проект. Кирилл Самойлов представил на суд жюри проект по восстановлению городских памятников.

Закончился вечер традиционной дискотекой, которая в честь закрытия продлилась на два часа дольше, чем обычно. Отбой в день закрытия прошел довольно мирно, представители ОМОНа вели себя сдержанно, не ругались, чай в костер не выливали и даже разговаривали почти что вежливо, видимо, подустали с нами за сезон.

Неделя в лагере пролетела незаметно, и, несмотря на все бытовые неудобства и недочеты в организации, поездкой я осталась очень довольна. Отличные знания, знакомства с уникальными людьми, настоящими профессионалами своего дела, бесценный профессиональный опыт, новые друзья, свежие идеи и море позитива – за все это огромное спасибо лагерю. Вернусь ли я туда на будущий год? Не уверена, возможно, в следующем году я выберу какую-то другую образовательную площадку. Селигер, например.

Екатерина Мартюшова,
фото автора

   

   


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

    

Адрес статьи: http://dialog.ust-kut.org/?2012/37/01372012.htm
При использованиии материалов сайта активная гиперссылка на газету Диалог ТВ обязательна.


Вернитесь назад

Яндекс.Метрика