УСТЬ-КУТСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА Диалог ТВ г.Усть-Кут.
www.dialog.ust-kut.org

Читать статью на сайте ГАЗЕТЫ
    

От немощи никто не застрахован

Жизнь многогранна и состоит не только из радостей. Иные аспекты приносят огорчения и страдания, особенно, когда жизнь катится к закату или когда пошатнувшееся здоровье выбивает из привычного ритма, ограничивая жизненное пространство до пределов собственной квартиры. Хорошо, если в таких случаях рядом оказываются заботливые родные и близкие. А если человек одинок? Тогда остается одна надежда: на социальные службы. В Усть-Куте не один год существует комплексный центр содействия семье, который берет под свою опеку всех тех, кто не может в полной мере позаботиться о себе сам и нуждается в участии. О работе центра, о проблемах, с которыми приходится сталкиваться его специалистам, рассказала Татьяна Николаевна Казакова, заместитель директора центра по социальной работе.

- Татьяна Николаевна, кто из пожилых людей может рассчитывать на помощь центра? Что для этого нужно сделать?
- На сегодняшний день мы принимаем всех, кто к нам обратился. Очередности у нас нет. При этом мы даже не смотрим на то, есть ли у пожилого человека взрослые дети или иные близкие родственники. Главное, чтобы он проживал один в квартире. Нашим обслуживанием охвачен не только город, но и все населенные пункты муниципального образования, за исключением верхнего подрайона. Штат социальных работников укомплектован полностью, их у нас тридцать человек.
      Чтобы получить социальное обслуживание, достаточно одного заявления. Женщины могут получать наши услуги при достижении пятидесяти лет, мужчины – пятидесяти пяти, инвалиды – вне зависимости от возраста. Кстати, нет ничего зазорного в том, что социальное облуживание получают даже те престарелые люди, у кого рядом живут близкие родственники. Понятно, что при нашей занятости на работе, некоторые просто физически не могут ежедневно посещать стариков, ухаживать за ними.

- То есть вы можете ухаживать и за «лежачими»?
- Нет, это относится к индивидуальному уходу. Наши социальные работники не могут его оказывать по той простой причине, что за каждым из них закреплено несколько клиентов, а при «лежачем» необходимо находиться практически круглосуточно.

- Татьяна Николаевна, расскажите подробнее о предоставляемых центром услугах.
- Мы предоставляем как платные, так и бесплатные услуги. Прейскурант на дополнительные услуги мы разрабатываем сами, и их стоимость вполне приемлема для пенсионеров. Перечень дополнительных услуг учитывает специфику нашего района, особенности населенных пунктов. Например, у нас нет прачечных, каких-то социальных парикмахерских, поэтому такие услуги мы включили в перечень дополнительных. Наши социальные работники и стирают, и гладят, и квартиры убирают, и окна моют, а если надо, то в частном секторе и огород копают, и грядки поливают, и придомовую территорию убирают. Делаем мы и косметические ремонты в квартирах. Иногда приходишь к человеку в первый раз и видишь, что, в первую очередь, необходимо квартиру привести в порядок. И это совсем не значит, что ее хозяин какой-то неряха. Просто не у всех есть средства, чтобы купить те же обои, краску, и здоровье не позволяет сделать ремонт самому.
      Мы разрабатываем такой перечень услуг, который позволил бы пожилому человеку как можно более длительное время находиться в своих привычных домашних условиях, и его не нужно было бы оформлять в дом-интернат. Должна заметить, что такая работа оправдана, и мы очень редко оформляем в это учреждение из числа тех, кому мы оказываем наши услуги.
      Надомное обслуживание у нас очень развито, мы работаем уже более двадцати лет. На сегодняшний день на социальном обслуживании находится двести два человека, и средний возраст наших подопечных – 73 года. Причем, работая с пожилыми людьми, наши социальные работники стараются поддержать семейные связи или восстановить их там, где это нужно. Пожилые люди очень нуждаются в общении с родными и близкими и очень страдают, если по какой-то причине родные их не навещают. И страдания эти бывают очень сильными. Молодые не задумываются, что нельзя так жестоко относиться к старикам, ведь это их отцы и матери, бабушки и дедушки, и лишать их своего внимания и заботы – бесчеловечно.

- А если, например, кому-то из пожилых граждан не нужно постоянное обслуживание, но вот квартиру отремонтировать, или время от времени сделать генеральную уборку, или еще какая-то разовая услуга понадобится, он может рассчитывать на вашу помощь?
- Да, у нас есть договор временного обслуживания, который заключается на срок от одного до шести месяцев. И пенсионеры заключают такой договор даже только для того, чтобы оформить субсидию на оплату коммунальных услуг, а затем расторгают его.

- Вы упомянули о жестоком обращении со стариками и детьми. Тема, действительно, актуальная. Расскажите, пожалуйста, подробнее о том, что включает в себя понятие «жестокое обращение»?
- Принято считать, что жестокое обращение заключается лишь в побоях, но это не так. В это понятие входит любое действие, способное причинить человеку страдания, лишить его комфортных условий проживания. В последнее время все больше говорится о насилии над детьми, но старики страдают от жестокости не меньше. Если человек из-за болезни или возраста не может ухаживать за собой сам, то жестокость может проявляться в том, что родственники, в первую очередь, дети, не обеспечивают его питанием, лекарствами, не содержат в должном порядке квартиру, где он проживает, и так далее. Я отношу к жестокому обращению и факты, когда взрослые дети очень редко посещают своих немощных родителей, не интересуются, как они живут.

- И что необходимо делать, если столкнулся с подобными фактами? Как побудить правоохранительные органы активнее применять к нарушителям предусмотренные законом санкции? Ведь если одного накажут, второго, третий поостережется.
- В первую очередь, человек, который подвергается жестокому обращению, должен сам обратиться в соответствующие органы с заявлением, если он недееспособный, например, парализованный, то это могут сделать его опекуны. В Уголовном кодексе за такие деяния предусмотрено наказание, вплоть до уголовной ответственности. Но на практике эти статьи применяются очень редко, и этому способствуют несколько причин. Во-первых, сами старики не хотят обращаться с проблемой в правоохранительные органы и писать заявления. Им жалко своих мучителей, потому что это, как правило, их родные. Во-вторых, участковые, даже если их вызвали, ведут себя в таких случаях абсолютно беспомощно: вместо того чтобы составить протокол, зафиксировать факт жестокого обращения и направить документ в комиссию по правонарушениям, существующую при городской администрации, полицейские лишь разводят руками. В-третьих, в обществе, к сожалению, сложилось терпимое отношение к бытовому пьянству и хулиганству, и никто не хочет связываться с соседями-дебоширами. Если семьи, мы их называем кризисными, где есть несовершеннолетние дети, находятся под контролем системы профилактики органов опеки, то со взрослыми гораздо сложнее. Формально, пьяницы, которые пьют в своих квартирах и там же устраивают скандалы, не нарушают общественного порядка, ведь они находятся у себя дома. Но на самом деле от их действий страдают и домашние, и соседи. Такие семьи должны быть под контролем участковых, и если поступает сигнал, что где-то проживает старик и пьющие родственники делают его жизнь невыносимой, то почему к ним нельзя применить методы наказания и не поставить эту семью на контроль. Ведь участковый должен быть и воспитателем, и работать на профилактику. Думаю, что такие случаи необходимо выносить на общественное обсуждение и осуждение.

- Раньше общественное мнение было хорошим сдерживающим фактором: было стыдно поступать плохо, считалось бессовестным обижать детей и стариков. Сегодня, похоже, понятия «стыд» и «совесть» целена-правленно вытравливаются из нашей жизни. На смену им пришли принципы вседозволенности, и с плачевными результатами новой морали мы сталкиваемся повсеместно. Теперь не считается зазорным молодым людям сидеть на шее у престарелых родителей, оставлять детей в роддомах или морить их голодом, общество к этому притерпелось и относится без прежнего осуждения, равнодушно взирая на происходящие безобразия. Однако, Татьяна Николаевна, вернемся к работе центра. Понятно, что без дела вашим специалистам сидеть не приходится. Однако на тот же косметический ремонт нужны деньги, откуда средства, кто помогает финансами?
- У нас налажены хорошие отношения со многими организациями. Нам навстречу идут районная и городская администрации, и здравоохранение, и коммунальные службы. Например, мы принимаем на обслуживание и видим, в каком запущенном состоянии квартира, у ее хозяина просто нет денег, чтобы сделать в ней ремонт. Мы обращаемся в жилищные структуры, чтобы оказали содействие в ремонте. Обращаемся к спонсорам за материалом. Так, общими усилиями приводим квартиру в порядок, и в нее приятно зайти. Очень хорошо нам помогает Совет ветеранов, они регулярно проводят обследование жилищных условий ветеранов, а затем обращаются к нам, и дальше мы работаем совместно. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех, кто сотрудничает с нами и оказывает финансовую помощь, от своего имени и от имени наших клиентов.

- Спасибо, Татьяна Николаевна, за интервью. В нашем разговоре Вы коснулись очень актуальных тем, которые требуют детального освещения, поэтому, надеюсь, наше сотрудничество продолжится в интересах наших читателей.

Вера Таюрская

   

   


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

    

Адрес статьи: http://dialog.ust-kut.org/?2011/49/01492011.htm
При использованиии материалов сайта активная гиперссылка на газету Диалог ТВ обязательна.


Вернитесь назад

Яндекс.Метрика