УСТЬ-КУТСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА Диалог ТВ г.Усть-Кут.
www.dialog.ust-kut.org

Читать статью на сайте ГАЗЕТЫ
    

ПРОБЛЕМА

ОДИН В ЛЕСУ НЕ ВОИН
или что мешает развиваться лесопромышленному комплексу

В преддверии выборов партия власти торопится ознакомиться с проблемами, до которых, вероятно, у нее не доходили руки прежде. Для этого используется проверенный способ: встречи членов партии, занимающих высокие посты в структурах власти, с руководителями предприятий, чтобы в обсуждении выяснить: а что, собственно, тем или иным предприятиям мешает жить и развиваться.

На этот раз была выбрана лесная тема, и неслучайно. Северные районы Иркутской области обладают огромными запасами деловой древесины, и лесная отрасль могла бы стать доминирующей в плане наполнения местных бюджетов и предоставления рабочих мест. Однако увы. На практике в том же Усть-Кутском районе, несмотря на все увеличивающееся количество арендаторов, число фактически работающих лесозаготовителей больше не становится, а по сравнению с прежними годами даже снижается.

Встреча руководителей лесхозов и лесоперерабатывающих предприятий с заместителем министра лесного комплекса Иркутской области Юрием Александровичем Ведяевым получилась очень острой и содержательной, потому, как говорится, наболело.

Из небольшого доклада Юрия Александровича картина положения дел в лесной отрасли вырисовывалась достаточно радужная: рост по всем показателям от четырех до тридцати процентов. Увеличилось производство целлюлозы, картона, древесно-волокнистых плит. Увеличился экспорт пиломатериалов. На 38% увеличились и налоговые поступления. На территории Иркутской области реализуются шесть инвестиционных проектов, два из которых в Усть-Куте (Транссибирская лесная компания и Осетровский лесодеревообрабатывающий комбинат). В Тайшете должны построить завод по глубокой переработке древесины, куда пойдут отходы лесозаготовки со всей области, и в Братске намечается что-то подобное.

В этой бочке меда есть, правда, своя ложка дегтя: снизилось на 4% производство фанеры. Кроме того, бесчинствуют в лесах, хотя и не так активно, как в соседней Читинской области, «черные лесорубы», и борьба с незаконным оборотом древесины ведется с переменным успехом. Пресечь браконьерские рубки поможет закон о так называемых пунктах отгрузки. Но, опять же, есть опасения, что законопослушным лесоперерабатывающим предприятиям он существенно усложнит жизнь, придется тратить дополнительно силы и средства и заполнять кучу бумаг, а нарушители пострадают лишь в том, что придется увеличить количество взяток на то, чтобы соответствующие лица закрыли глаза на незаконно отгружаемую древесину. Но все это, по большому счету, досадные мелочи, на которых не стоит заострять внимание.

Когда же слово перешло к практикам, тем, кто давно работает в лесной отрасли и знает о ней не из отчетов и сводок, радужная картина все больше стала окрашиваться в темные тона. Первым слово взял Василий Васильевич Морозов, председатель комитета по охране окружающей среды, природным ресурсам и экологическому контролю Усть-Кутского района. Интересовавший Василия Васильевича вопрос касался статуса Агентства лесного хозяйства: когда эту структуру передадут в ведение правительства Иркутской области. Сегодняшнее положение приводит к парадоксальным ситуациям: за освоение лесных ресурсов отвечает одно ведомство, за их предоставление – другое, а за конечный результат – никто. Лесоперерабатывающие предприятия не всегда могут взять в аренду лесные деляны, доступ к которым, выиграв аукцион, в свою очередь, получают те, кто осваивать их и не собирается. И остается только догадываться, зачем им нужен этот лес. Это отрицательно сказывается на реализации тех же инвестиционных проектов, когда на вновь введенных в эксплуатацию предприятиях просто нечего перерабатывать.

- Все: и лесозаготовка, и распределение лесных ресурсов – должно быть сосредоточено в одних руках, - сказал Василий Васильевич Морозов.

Реформирование лесной отрасли привело к тому, что у администраций муниципальных образований, в основном сельских, нет возможности заготовить дрова для нужд населения и отопления школ, фельдшерско-акушерских пунктов и так далее. Об этом высказалась депутат Думы УКМО, директор ЛЗПК ООО «Леналес» Тамара Александровна Климина. Заместитель министра лесного хозяйства не согласился с ней, заметив, что есть Лесной кодекс РФ, на основе которого депутаты Законодательного собрания Иркутской области разработали региональный закон об исключительных случаях, позволяющий решать эту проблему. Необходимо лишь вовремя подавать в правительство соответствующие заявки. Кстати, данным законом могут воспользоваться и сельхозпроизводители.

Однако это в теории, а о том, как на практике реализуется закон, подробно объяснил Василий Васильевич Морозов. Действительно, муниципалитеты и сельхозпроизводители имеют право, однако нет четко прописанного механизма, как этим правом воспользоваться. В поданной заявке должны быть точно указаны объемы запрашиваемой древесины, цели, на которые она будет направлена, а в местном бюджете заложены средства на ее освоение. То есть, если нужен пиломатериал на ремонт школы, то он и должен пойти на ремонт школы, а не детского сада, тротуаров или чего-нибудь другого. И дровяная древесина должна сгореть в топке, и не дай бог тому, кто ее выписал, использовать ее в качестве жердей для забора. Расплата последует скоро и незамедлительно: прокуратура заведет на вас дело за нецелевое использование древесины. И есть прецеденты в других муниципалитетах, чиновники которых данное требование игнорировали и на всякий «исключительный случай» заказали леса с запасом, а теперь вынуждены вместо работы ходить на допросы. В обыденной жизни предусмотреть все эпизоды, когда потребуется круглый лес, дрова или пиломатериал, невозможно, да еще и финансовое обеспечение предусмотреть в местном бюджете необходимо, поэтому осторожные муниципальные чиновники, от греха подальше, предпочитают такие заявки просто не подавать.

- Для нашего муниципального образования закон об исключительных случаях очень болезненный, - заметил Василий Васильевич. – Мы уже писем двадцать в правительство отправили, в которых говорим о необходимости внести в него поправки. И на одном из совещаний с участием правительства Иркутской области, прокуратуры и других заинтересованных лиц мэр УКМО Владимир Петрович Сенин предлагал обсудить правоприменительную практику этого закона, который настолько далек от совершенства, что не дает органам местного самоуправления реализовывать его на практике. Для примера можно взять котельную в Янтале, которая работает на древесном топливе. Чтобы получить топливо, муниципалитет провел аукцион, по итогам которого заключил контракт с ОАО «Янтальлес». Но по тому же закону муниципалитет поселка Янталь не может финансировать эту котельную, потому что это должна делать обслуживающая коммунальная организация, которая берет с населения деньги за свои услуги, и на эти средства должна приобретать и топливо. Получается, что, с одной стороны, муниципалитет не может финансировать приобретение топлива, следовательно, не может подать заявку на выделение дров, а с другой стороны, чтобы не оставить котельную без топлива, власти должны пойти на нарушение закона. И тот контракт, что был заключен с ОАО «Янтальлес», прокуратура опротестовала ввиду его незаконности. Кому мы только ни писали по этому поводу: и в область, и на федеральный уровень, чтобы разобрались с данной ситуацией, но ничего так с места и не сдвинулось. То же касается и сельхозпроизводитетелей. Ведь сегодня лес могут выписать только те фермерские хозяйства, которые вошли в государственные или в областные программы. Но таких – единицы. Для всех остальных доступ к лесным ресурсам закрыт. Сегодня тот же фермер из Таюры не может выписать ни кубометра деловой древесины, чтобы огородить свое поле с картофелем от потравы скотом.

Юрий Александрович Ведяев признал, что закон, действительно, несовершенен, но он разработан на основе федерального, и не может ему противоречить. А все те пожелания муниципалитетов как раз и вступают в противоречие с федеральным законодательством.

- Помогите решить проблему с подвижным составом, невозможно получить полувагоны под погрузку пиломатериала, - это была даже не просьба, а скорее крик души Турко Лорсаевича Янсукова, генерального директора ООО «Северный лес». И его поддержали остальные участники встречи.

Сегодня планирование вагонов происходит в Москве, а не в Иркутске, как прежде. Год назад прошла реорганизация Российской железной дороги, и вагонный парк был передан частным компаниям. Не ограниченные никакими законодательными рамками и не озабоченные государственным благом, частники работают по принципу: главное – прибыль, на остальное наплевать. Частные компании, тяготеющие к Москве, известное дело, мыслят глобально и оперируют цифрами миллиардными, им недосуг возиться с какими-то пятью-десятью вагонами для какого-то ООО в каком-то отдаленном районе. И железнодорожные тарифы на перевозки взвинчены до такой степени, что поговорка «за морем телушка - полушка, да рубль - перевоз» приобрела вполне реальное значение. Например, вагоны для ООО «Северный лес», предприятия, расположенного в поселке Звездном, теперь подают со станции Киренга, а не с Лены, то есть они проходят вдвое больший путь.

- Нам предстоит серьезное политическое событие – выборы в Государственную Думу, куда идут, в том числе, и кандидаты в депутаты от Иркутской области, - заметил Василий Васильевич Морозов. - Возникает вопрос: они сознают, что действующее законодательство никуда не годится и не способствует развитию лесного комплекса. В Государственную Думу должны прийти люди, обладающие знаниями и опытом, пониманием происходящего и того, что ситуацию необходимо в корне менять. А иначе, какой смысл в таких встречах и обсуждениях?

- Да, все понимают, что Лесной кодекс несовершенен, - согласился с ним Юрий Александрович Ведяев, - и все говорят, нужно что-то делать. Но что делать конкретно, кто скажет?

Чтобы изменить что-то в законе, необходимо изменить подход к освещению проблем со стороны федерального правительства, ведь на встрече с президентом Медведевым руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Виктор Масляков бодро отрапортовал, что в лесном хозяйстве нет никаких проблем, все просто замечательно.

Еще один болезненный вопрос для руководителей лесоперерабатывающих предприятий, прозвучавший на встрече, – проведение лесных аукционов. В законе прописано, что всю предпродажную подготовку необходимого пакета документов, стоимость которого колеблется в пределах трехсот тысяч рублей, должно осуществлять региональное Лесное агентство. На практике, как правило, готовить документы приходится тем, кто хочет взять в аренду лесную деляну, потому что у агентства одна отговорка: денег нет. Система взаимоотношений во время проведения лесных аукционов выстроена так, что добросовестные лесозаготовители не только могут не получить лесосеку, но и потерять деньги, потраченные на предпродажную подготовку. «Это ваши риски» - слышат лесопромышленники в Лесном агентстве в ответ на свои претензии. Хотите работать – рискуйте и платите, жалко денег на документы – ждите, пока этот участок приглянется тому, кто согласится раскошелиться, и тогда не зевайте – поднимайте цену. Вот такая железная логика и такой же железный цинизм, заметьте, чиновников государственной структуры: правители государства декларируют всемерное содействие бизнесу, а конкретная государственная структура душит его в зародыше. В финансовом плане итог такой деятельности очень показателен: если несколько лет назад поступления в региональный бюджет Иркутской области от проведенных аукционов исчислялись в сумме около семисот миллионов рублей в год, то теперь эта цифра значительно скромнее – всего сто тридцать, и это не предел снижению.

- На шестьдесят миллионов рублей заключено договоров на аренду лесосек, - заметил Юрий Александрович, - но при этом заготовка леса не ведется и арендная плата проплачивается не всегда.

Существующая практика привела к тому, что несколько лесосырьевых участков в Усть-Кутском районе оказались в руках фантомов, сегодня в их числе значатся «Лесная региональная компания», ООО «Леспром», ООО «Лесинформ». После проведения аукционов они исчезли из поля зрения: лес не рубят, и никто не знает, где находятся их офисы. В пожароопасный период «фантомов» невозможно привлечь к тушению пожаров, и с огнем на их участках вынуждены бороться лесхозы и другие добросовестные лесозаготовители.

Зашла речь на встрече и о пресловутых инвестиционных проектах: ТСЛК и «Осетровский ЛДК», о которых так много и громко говорили. Первый все же обещает войти в стадию реализации и выдать первую продукцию в декабре нынешнего года, правда, у компетентных людей остаются опасения, что при сложившихся условиях с распределением лесных ресурсов данное предприятие не сможет эффективно работать, но подтвердить или опровергнуть их опасения сможет только время.

На втором можно поставить жирный крест и забыть. Пока решали и рядили о выделении арендных лесосек, упал спрос на фанеру. Теперь инвесторы выходят с новым предложением: производить на площадях бывшего Центрального грузового района древесный уголь и черные паллеты. Проект этот абсолютно другой, и на его согласование и внедрение потребуется время. Сумеют ли стороны договориться, и как быстро, можно только гадать, поэтому судьба второго, вернее, даже третьего, инвестиционного проекта весьма призрачна. Тем более (как заметил заместитель министра лесного комплекса) к данным инвесторам, не выполнившим прежних обязательств, внимание будет настороженное.

Более двух часов длилась встреча лесопромышленников Усть-Кутского района с заместителем лесного комплекса Иркутской области Ю.А. Ведяевым. И неоднократно звучало, что существующее федеральное законодательство в лесном комплексе не способствует развитию отрасли, соблюдая его лесоперерабытывающие предприятия – и крупные, и относящиеся к среднему и малому бизнесу – могут только выживать и приспосабливаться. Но как изменить сложившуюся ситуацию, которая характерна не только для Иркутской области и нашего района? Вопрос так и остался открытым. Юрий Александрович заверил, что все проблемы он взял на заметку, но не все из них можно решить на уровне областного правительства и даже Законодательного собрания Иркутской области.

Первый способ что-то сдвинуть с места – выбрать в Государственную Думу людей компетентных, которые будут заниматься законотворчеством, а не декларированием прописных истин. Есть еще одна возможность достучаться до федеральных властей: объединиться, ведь коллективный голос звучит намного весомее и убедительнее, чем письма и жалобы одиночек.

Вера Таюрская

   

   


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

    

Адрес статьи: http://dialog.ust-kut.org/?2011/46/05462011.htm
При использованиии материалов сайта активная гиперссылка на газету Диалог ТВ обязательна.


Вернитесь назад

Яндекс.Метрика