УСТЬ-КУТСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА Диалог ТВ г.Усть-Кут.
www.dialog.ust-kut.org

Читать статью на сайте ГАЗЕТЫ
    

КОГДА ДЕРЖАВЫ БЫЛИ БОЛЬШИМИ…

ЮНОШЕСТВУ НА ЗАМЕТКУ

«Племя младое, незнакомое» навряд ли нынче скажет, какое событие, какие судьбы погребены под аббревиатурой ГКЧП, двадцатилетие со дня провозглашения которого вспоминаем сегодня, 19 августа.

А между тем, выражаясь скупыми научными словесами (ибо при посредстве всякого рода литературы соответствующей направленности), ГКЧП – не что иное, как Государственный Комитет по чрезвычайному положению…

Чрезвычайному – сказано не зря.

Люди старшего возраста помнят, что к середине 1991 года в Советском Союзе сделалось неспокойно (мягко говоря). Но если быть совсем точным: зыбкость советского существования угадывалась прозорливыми людьми задолго до этого. Как бы там ни было, разбирая причины августовских волнений 1991 года, разные источники едино (или почти едино) указывают на следующее: «...в конце 80-х годов правительство запустило так называемый «денежный станок»… финансово-кредитный механизм оказался разбалансированным… показатели народнохозяйственной деятельности продолжали снижаться… возрастал дефицит бюджета… усиливалась инфляция… не хватало потребительских товаров…».

Население – так стал называться народ – волновалось, костерило Горбачёва и проводимую им перестройку.

В 1991 году наблюдалось падение производства, снижение валового национального продукта, добычи нефти и угля, инфляция переросла в гиперинфляцию... В стране разразился глубокий экономический кризис. Его разрешение требовало «кардинальных политических изменений», как гордиев узел – топора.

Положение усугубляло ещё и то, что нога в ногу с социально-экономической неразберихой в стране шло обострение внутренней идеологической борьбы, а в обществе, расшатанном псевдодемократическими установками, обозначились антисоветские и – шире, ибо на руку врагам, – антипатриотические настроения. Особо востроухая публика, вдохновившись вдруг западной ментальностью, уже поворотила впечатлительные очи «за бугор», откуда не раз и не два проблеснула удивлённому советянину горбачевская огромная лысина, кумекавшая паче «американских друзей», как бы повалить, а потом растащить на куски великую державу...

Не хотелось бы задыхаться в политике, вычисляя здесь и сейчас, хороша ли, плоха ли была советская власть... Была она всё же разной, и не стоит забывать, что под титулом «советское» живёт и будет жить всё лучшее, что было создано за семьдесят с гаком лет – в искусстве, науке, спорте, экономике. Недаром, «вдохновленный» положением дел в современной России, всё чаще поворачиваешь голову на десятилетия назад с неизменно восторженным: «Да, были люди в наше время!» - и замолкая со стыдом: не в наше, а… в чужое уже, бывшее когда-то время…

Ещё обстоятельство немалой, надо полагать, важности. На XIX-ой партийной конференции (июнь 1988) Горбачев набрался смелости сказать во всеуслышание, что необходимо отказаться от руководящей роли коммунистической партии. «Построим, - говорит, - правовое демократическое государство!» Это означало: переход к многопартийной системе (взамен одного дармоеда явились многие), формирование Советов на демократической основе (к чему это привело?), расширение гласности (трепологии), перестройку национальных отношений (эти самые «отношения» день ото дня становились всё плоше)…

В 1989 году грянули первые альтернативные выборы, в марте 1990 года появилась должность Президента СССР, на которую избрали Горбачева, начали образовываться партии, что «привело к острой политической борьбе».

На рубеже 90-х годов сильно изменились отношения между союзными республиками. Конфликт между Азербайджаном и Арменией в 1988-1989 годах, события в Фергане и в Тбилиси в 1989 году, в Ошской области Киргизии и в Баку в 1990 году, в Вильнюсе и Риге в 1991 году… Посыпались национальные республики. В 1988 году декларацию о суверенитете принял Верховный Совет Эстонии, в 1990 году – Совет Литвы. Верховный Совет СССР уже не мог остановить этот процесс – камень покатили под гору. 12 июня 1990 года было принято постановление о суверенитете России («Может быть, России выйти из состава Союза?!» – незадолго до этого с высокой трибуны с горькой иронией, несвойственной его драматическому дарованию, вопрошал В. Распутин). Ровно через год был выбран первый Президент России – человек с «рыбной» фамилией…

Ключевым событием, подготовившим путч, стало известие о так называемом «Договоре о Союзе Суверенных Государств». Его подписание руководителями всех республик было запланировано на 20 августа…

В этих условиях в ночь с 18 на 19 августа 1991 года и был создан ГКЧП, поставивший своей целью отстранение Горбачева от власти и предотвращение распада Советского Союза.

События уложились в скорое время. Читаем:
      «С декабря 1990 года председатель КГБ СССР В.А. Крючков анализировал ситуацию в стране и старался ввести чрезвычайное положение способами, предусмотренными Конституцией… К началу августа 1991 года стало ясно, что сделать это законными методами не удастся: начали готовить переворот. 7-15 августа 1991 года В.А. Крючков неоднократно встречался с будущими членами ГКЧП. 18 августа было установлено наблюдение за Президентом СССР М.С. Горбачевым, который в тот момент был в отпуске в Крыму, и Президентом РСФСР Б.Н. Ельциным.

18 августа вице-президент СССР Г.И. Янаев издал указ о своем вступлении в должность Президента СССР. В эту же ночь был создан Государственный Комитет по чрезвычайному положению. В него вошли: В.С. Павлов (председатель правительства), Д.Т. Язов (министр обороны), В.А. Крючков (председатель КГБ), О.Д. Бакланов (заместитель председателя Совета обороны), Б.К. Пуго (министр внутренних дел), В.А. Стародубцев (председатель крестьянского Союза СССР), А.И. Тизяков (президент Ассоциации государственных предприятий).

Комитет объявил о том, что Президент Горбачев не способен выполнять свои функции. Комитет попытался расформировать структуры власти, действующие вопреки Конституции СССР 1977 года, установил жесткий контроль над СМИ, ввел войска в Москву…».

Новоявленное правительство России тоже не дремало.

19 августа оно устами Ельцина (говорят, в стельку пьяным прилетевшего от Назарбаева с каких-то там переговоров) объявило о незаконности действий ГКЧП. В Белом доме организовали центр сопротивления, то бишь запёрлись и ждали приступа... этих… как их?.. консерваторов, красно-коричневых, коммуняк, патриотов…

«Тысячи москвичей встали на защиту Белого дома!» - бахвалилась и по сей день бахвалится либеральная пресса.

20 августа путчисты разработали план захвата здания Верховного Совета, но так как в результате штурма могли погибнуть мирные жители, то захват пришлось отменить. В ночь на 21 августа к Белому дому подошли танки, трое москвичей погибли, а группа особого назначения «Альфа» вдруг отказалась штурмовать здание...

21 августа сессией Верховного Совета РСФСР «осуждены действия ГКЧП», которому, как выражаются юристы, было инкриминировано преступление, наказание за которое предусматривалось ст. 64 УК РСФСР (измена Родине!). Подобного позора, вероятно, давно не видывала земля русская – людей, попытавшихся одёрнуть расхитителей великой страны, назвали предателями…

22 августа в Москву, отдохнувши в Форосе (куда он, говорят, удалился, уже зная о грядущих событиях), вернулся Горбачев. Все члены ГКЧП были арестованы.

Уже через два дня Горбачев сложил с себя полномочия Генерального секретаря ЦК КПСС, партия была распущена. Одновременно с этим Ельцин подписал указ о запрете деятельности КПСС и РКП на территории России.

Распада империи избежать не удалось, и в декабре 1991 последней из состава Союза вышла республика Казахстан. 25 декабря Горбачев, ловко прозванный народом «Горбатый» (горбатого могила исправит?), подал в отставку. Так прекратил своё существование Советский Союз. Флаг СССР (о котором литературный сексот Евтушенко, к тому моменту крепко обосновавшийся за океаном, написал сентиментальные стихи «Прощание с красным флагом», что, однако, не помешало ему назвать свои мемуары «Фехтованием с навозной кучей») был заменен флагом Российской Федерации…

И т. д. и т. п.

И всё это сухие выкладки, цифры, аббревиатуры, имена, многие из которых давно развеялись и, явленные слуху, не вызывают в людях современной России ничего (или почти ничего).

Но вот соображение иного порядка, и о нём стоит задуматься.

Нет, серьёзно. Ибо: а) сказанное от имени племени «младого, незнакомого» (всё ещё незнакомого, как не пытались его прозреть) и б) явленное ни в каком не научном труде, а...

Вот что выдал один человек: «…как-то, под пиво, пошли вспоминать то смутное время (конец 80-х - начало 90-х), хоть и пацанами были, но сейчас сполна можем оценить результаты горбачёвского вандализма. У всех семьи, кредиты, зарплаты (подачки для выживания) - и никакой цели в будущем (если не считать банальное набитие собственных карманов и желудка).

Вот вам горбачёвско-ельцинское наследство...

Нам всего за тридцать, но в душе пустота! Чужие идеалы, экспортированные во времена перестройки, не прошли проверку временем... Ну не можем мы радоваться всего лишь тому, что сыты и обуты. Да, хапуги расцвели, нынешние времена – рай для бессовестных предателей своей Родины, распродающих её природные богатства за бесценок (но в таких количествах, что всё равно миллиарды оседают в считанных карманах). Мы народ, мы это понимаем, мы видим тех, кто это делает и мы их ненавидим... но почему ничего не делаем?! Мучает меня этот вопрос... но, наверное, пока не время...».

Время, мой безымённый собеседник из Сети, давно время!

Собирать камни. Платить по счетам. Истребовать к ответу виновных, напоследок, когда кодла пройдёт к месту Страшного судилища, крикнув: «А теперь Горбатый!»…

Как в том - советском - фильме.

Семён Шаркунов

   

   


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

    

Адрес статьи: http://dialog.ust-kut.org/?2011/34/08342011.htm
При использованиии материалов сайта активная гиперссылка на газету Диалог ТВ обязательна.


Вернитесь назад

Яндекс.Метрика