УСТЬ-КУТСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА Диалог ТВ г.Усть-Кут.
www.dialog.ust-kut.org

Читать статью на сайте ГАЗЕТЫ
    

Путь к здоровью

Ровесница войны

Тамарина мама, узнав о том, что у нее будет еще один ребенок, испугалась. Но отец – военный, непреклонный и суровый человек, сказал как отрезал: «Если такова судьба, то все выживем. Ну а если нет…». Ровесница войны, Тамара родилась в феврале 1942 года в холодном, разгромленном, разрушенном Харькове, насквозь пронизываемом ветрами, когда фашисты вовсю хозяйничали на нашей земле

Дом, в котором жила ее семья, был разрушен. От прежней довоенной жизни осталась только чудом уцелевшая швейная машинка «Зингер». Тамарина бабушка, словно почуяв беду, наняла подводу и приехала из Керчи за роженицей и внучатами. Обратная дорога была еще сложнее. Как рассказывала бабушка, вереница обозов была огромной. Те, кто не смог раздобыть лошадей и подводу, впрягались в телегу сами. Фашисты гнали беженцев прочь, требуя уступать дорогу немецкой технике. В какой-то момент лошадь, тянувшая повозку, шарахнувшись от немецкой машины, рванула в сторону, повозки столкнулись и раздробили Тамариной матери палец. Боль была настолько невыносимой, что молодая мама не заметила, как новорожденная девочка выпала из одеяла. Тамара громко заплакала, и ее тут же подобрали. Наступил вечер, пора было устраиваться на ночлег. Бабушка направила лошадь к лесочку, и вскоре женщины уже грелись у костра. Наверное, все-таки судьба сжалилась над этими несчастными беженцами. Ведь тех, кто продолжил свой путь, постигла ужасная участь: внезапно налетели «мессеры», посыпались снаряды, и повозки, люди, мерзлая земля – все, перемешавшись, взлетело в воздух. В живых остались считанные единицы.

Холод, голод, лишения – все выпало на долю скитальцев. Жизнь в оккупации, страшное соседство с новыми «хозяевами жизни» - фашистами. Позднее мама расскажет Тамаре, как однажды старший братишка, спасаясь от голода, залез в немецкий склад и стащил несколько ярких коробочек, наивно полагая, что это что-то съедобное. В цветной упаковке оказалось мыло. Вылазка дерзкому мальчишке едва не стоила жизни. Бабушка буквально в ногах валялась, вымаливая немца не расстреливать пацана.

Тамаре было три года, когда окончилась война. К счастью, вернулся с фронта отец - раненый, но живой. Девочка поначалу никак не признавала его, даже немного боялась. Но уже очень скоро, когда сильные руки отца подбрасывали ее высоко вверх, она смеялась от восторга и крепко обнимала его загоревшую шею. В то время все жили очень бедно. И дети, понимая это, никогда ничего не просили у родителей. Однажды Тамара с отцом зашли в магазин и девочка увидела куклу: большую, настоящую. Как ей захотелось подержать куклу в руках, поведать ей все секреты. Казалось, весь мир сошелся на этой игрушке, но Тамара, чье детство было искалечено войной, хорошо понимала, что из магазина они уйдут без покупки, ведь у семьи порой не хватало денег даже на самое необходимое, жили впроголодь.

И, может быть, потому что девочка знала, что такое ложиться спать голодной, она выбрала себе самую «вкусную» профессию: стала диетсестрой.

Судьба ведет человека

После окончания техникума в 1962 году приехала Тамара в Усть-Кут. Ей, выросшей на юге, хотелось снега, катанья на лыжах и коньках. И подружка уговорила Тамару поехать в Красноярск, где располагался Совет по управлению курортами профсоюзов. Председатель Совета, взглянув на Тамарин диплом, встретил девушку приветливо. Хотя, что и говорить, удивился ее стремлению поехать на Север. А потом, протянув список курортов, поинтересовался, где именно Тамара хотела бы работать. Курорт «Усть-Кут» оказался в списке первым. Тамара долго раздумывать не стала, решила: первый, значит, лучший. И купила билет до Усть-Кута.

Но сразу как-то не задалось. Сначала на вокзале цыганка выманила у доверчивой, наивной девчушки последние деньги, и Тамара два дня, пока поезд шел до Усть-Кута, спала на второй полке, завернувшись в простыню. Мир не без добрых людей. Голодную Тамару разбудил попутчик и чуть ли не силой усадил за стол, заставил покушать. С тех пор Тамара Николаевна взяла себе за правило: сделал кому-то добро – забудь, сделали тебе добро – помни об этом всю жизнь.

О приезде Тамары на курорте уже были предупреждены. Как только она сошла с поезда, к девушке подошел мужчина, взял из рук чемодан, к которому было пристегнуто осеннее пальто, посадил в крытую машину и повез на курорт. Директор курорта встретил девушку, повел в столовую, и, пока она ужинала, все обстоятельно расспросил. Это сегодня курорт - современный район города с многоэтажными домами, а в начале шестидесятых это был Богом забытый уголок. Оказалось, молодому специалисту даже остановиться негде, поэтому почти месяц Тамара жила на квартире у директора. Ей назначили зарплату в 42 рубля, и она приступила к своим обязанностям.

В конце сентября курорт закрылся, и девушка оказалась без работы и без денег, без угла. Начались морозы, а у Тамары, кроме осеннего пальто, туфель и двух пар чулок, ничего не было. И опять жизнь впроголодь. Как она пережила свою первую зиму в Усть-Куте, Тамара Николаевна вспоминать не любит. Говорит, иногда хотелось все бросить и вернуться в отчий дом, но то ли гордость, то ли врожденное упрямство, а скорее всего, железный характер, не позволили этого сделать. Она устроилась на пилораму, не стеснялась носить телогрейку и валенки (хотя и за валенками, они стоили 14 рублей, ей пришлось записаться в очередь), а чуть позднее отец прислал Тамаре пальто, шапку и теплые ботинки.

Шло время, Тамара постепенно привыкала к чужому городу. Она и не думала унывать, начала изучать местный диалект (как ей это пригодится, когда она будет учиться на филфаке!), с головой окунулась в самодеятельность. Она знала все бальные танцы, и лучше ее никто не мог станцевать вальс или польку. В самодеятельности она и познакомилась со своим будущим мужем Юрой. У него были прекрасные вокальные данные, и после службы в армии (именно там заметили его талант) Юру даже приглашали в Ленинградскую филармонию. Но он не мог представить свою жизнь без тайги, без охоты. Добрый, немногословный и скупой на эмоции, он предложил Тамаре выйти за него замуж, и девушка согласилась.

Спасибо за сациви!

Тамара Николаевна не представляет себе жизнь без любимой работы. Она всегда изумительно готовила. И однажды, как только приступил к работе новый генеральный директор, Тамара Красноштанова приготовила цыплят табака с соусом сациви. А там, если помните, с десяток всевозможных приправ. Но Тамара сделала все честь по чести. Гендиректор отведал кушанье и тут же затребовал «автора». Тамара слегка оробела: неужели что-то не так? Но довольный шеф встал из-за стола, расцеловал Тамару в щеки и сказал: «Спасибо за сациви! Словно на Кавказе побывал».

Но не одного директора удивляли и приводили в восторг блюда, приготовленные Тамарой Красноштановой. Однажды, где-то в конце шестидесятых, на местном курорте побывал корреспондент газеты «Правда». Его так впечатлило кулинарное мастерство Тамары, что он обещал непременно написать о ней в главной газете страны. И что удивительно: сдержал слово. В своей статье журналист писал, что побывал на Севере, в таежной здравнице, и даже предположить не мог, что здесь такие приветливые люди, которые умеют так вкусно готовить. И фотографию красивой девушки поместил на полосе. Знай наших!

Вещие сны

Тамара Николаевна боится вещих снов. Когда ей было лет шесть, она проснулась оттого, что ей приснилась лиса, которая схватила ее и потащила в нору. У Тамары очень болело горло, и девочку повезли в больницу. Едва врач осмотрел маленькую пациентку, как немедленно велел готовить операционную. А еще немного, и девочку едва ли удалость бы спасти...

Тамара еще не получила той страшной телеграммы, но уже поняла, что случилось непоправимое: она увидела сон, в котором ее мама уходила во тьму. Тамара Николаевна увидела нехороший сон и в ту зимнюю ночь, когда с ее мужем случилась беда. Юрий Красноштанов был знатным охотником, он пошел проведать зимовье. А Тамара вышла во двор за дровами, и, глядя в черное небо, усыпанное яркими звездами, почему-то подумала: как там ее Юра один, в лесу, в тайге, ведь и убить могут… А когда утром домой прибежала собака, одна, без хозяина, сомнений уже не было: в дом пришла беда. Оказалось, ее Юру убил, забрал ружье, теплые вещи и продукты сбежавший из зоны рецидивист.

Путь к здоровью

Тамара Николаевна Красноштанова - сильная женщина. Ей многое пришлось пережить. А к увлечению народными рецептами и траволечением подтолкнула жизнь. Как и у многих людей, переживших военное детство, с возрастом у Тамары Николаевны обострились болезни. И когда уже не помогала традиционная медицина, она обращалась к народной. И самое удивительное: это давало положительный результат. Тогда она начала делиться своими знаниями, проводила беседы с отдыхающими на курорте, и те с огромным инетересом слушали рассказы о полезных свойствах самых обычных продуктов и растений, попутно делая пометки. И своим коллегам на курорте Тамара Николаевна помогала не раз, а для многих она стала домашним доктором. Когда в прошлом году начала выходить в эфир утренняя передача «Раньше всех», Тамара Николаевна стала одной из самых активных внештатных авторов. Два раза в неделю она делится со зрителями рецептами вкусных, полезных блюд и напитков, рассказывает, как в домашних условиях приготовить целебные отвары и мази. И сегодня, если кого-то начинают беспокоить хворобы, мы звоним нашей Тамаре Николаевне и спрашиваем ее совета. И не было случая, чтобы она нас не выручила. И дай Бог здоровья этой доброй, мудрой женщине.

У каждого свой путь к здоровью. У Тамары Николаевны это еще и путь к самопознанию - долгий тернистый путь под названием «Жизнь».

Татьяна Малышева

   

   


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

    

Адрес статьи: http://dialog.ust-kut.org/?2011/31/05312011.htm
При использованиии материалов сайта активная гиперссылка на газету Диалог ТВ обязательна.


Вернитесь назад

Яндекс.Метрика