УСТЬ-КУТСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА Диалог ТВ г.Усть-Кут.
www.dialog.ust-kut.org

Читать статью на сайте ГАЗЕТЫ
    

ОТ СЛОВА ОТЦОВА

Испускающее мыльные пузыри сериалов телевидение, блокбастерно-смешильное кино, «пожелтевшие» газеты, эстрадные песнюшки с обрыдшим «люблю - не люблю», а теперь уже и модерновый, опустившийся до конъюнктурной перемолки классики, театр - что ни день, то являют публике одних и тех же рейтинговых героев. Крутой парень, невесёлые товарищи с кейсом, «менты» на разбитом «уазике», кругом замешанный алчный чиновник, он же папа прекрасной барышни…
      Несть числа.
      Но почему бы по доброй советской традиции, взъорлившей людей высокого духа, не поговорить о тружениках незаметных, на первый взгляд, профессий: шоферах, врачах, лётчиках, библиотекарях, учителях?
      Кто сказал, что им не дано слова? Кто отнял его у них?
      Тем более не обжито и мертво на земном шаре, когда молчит Слово Учителя. Того самого, чье каждодневное подвижничество есть, по выражению В. Распутина, «тяжкий крест». И поэтому особенно уместно рассказать о людях этой благородной профессии.

Сёстры Тамара Павловна Горбунова и Светлана Павловна Дудник родились в селе Бирилюссы Красноярского края. И, может быть, правдивее всего об их детстве поведает то, что упали эти годы на лихолетье войны, хотя и катившейся к уклону, но ещё столь ощутимой. В семье было пятеро детей: четыре девочки и один мальчик, - а родители работали бухгалтерами. В 1948 году семья (в которой тогда ещё было трое детей) переехала на пристань Сорокино Краснотуранского края. Жили в ивняковой избушке, стены которой были промазаны глиной. Из далёких лет помнится, что на праздники – 1 Мая или 7 Ноября – давали ситец или байку, шили платья. Вставали с сестрой в 5 часов утра, шли в очередь за хлебом, который выдавали по списку, а пока несли заветные булки домой, «все углы обнюхивали-обгрызали». Но, несмотря на трудности начала 1950-х годов, голодом всё же не сидели: собирали ягоды и грибы, ловили рыбу, выращивали морковь и капусту…

Самые большие и светлые воспоминания связаны у сестёр с отцом, которому они бесконечно благодарны.

«Отец закончил Витебский финансовый техникум, а по своей инвалидности не был призван на войну. Был очень начитан, хорошо знал литературу 20-х годов XX века, читал по памяти Блока, Есенина, Бедного, Ахматову, Соловьева… У него был красивый голос, а мама играла на гитаре… Отец выписывал «Роман-газету» и «Вокруг света», и по вечерам все собирались читать. Читали по очереди, а чаще было так: один читает, двое вяжут сети (отец, кроме прочего, был заядлый рыболов). Свет горел до двенадцати часов, поэтому пользовались керосиновыми лампами, делали из сала свечки… Уже все укладывались спать, а отец всё сидел при лампе. На другой вечер начинал с того места, где сам окончил чтение, и приходилось напоминать: мы-то этого ещё не знаем…».

Тамара Павловна вспоминает, что в первый класс её не брали – родилась в феврале и в школу должна была поступить в возрасте 7 лет 7 месяцев. Стала проситься с шести, но родители, уходя на работу, запирали на замок…

«В кладовке была маленькая дырка в стене.Мы с сёстрами Светой и Олей «посовещались»: отец часто уезжает в командировки, читать некому, а сами в грамоте не сильны… Иди ты, Тамара, как старшая, в школу, там тебя научат читать. Проковыряли дырку побольше, и, как мать уйдёт на работу, я через этот лаз убегала в школу…».

Первая учительница показалась Тамаре Павловне самой красивой женщиной на свете – так непохожа она была на других людей. «Я думала, что учитель – это человек с другой планеты, и что, вообще, это какие-то особые люди, простой смертный учителем быть не может. Наверное, потому сложилось такое представление, что жила учительница без семьи, тут же, при школе… А я первую четверть ходила на занятия неприбранная, чумазая, пока учительница – забыла, к сожалению, как её звали – не остановила маму на улице и не спросила, почему ребёнок ходит в школу в таком виде. Тут-то и выяснилась неправда, и мать забрала меня из школы. Но учительница, спасибо ей, всё же уговорила родителей отдать меня в школу, и со второй четверти я училась на законных правах…».

Тетрадей ученических не было, сшивали для этой цели серые конторские бланки, а то умудрялись писать на газетах… На Новый год отец из Краснотуранска привёз дочерям, будущим учителям, подарки: Тамаре, уже ученице, настоящую тетрадь, а Светлане куклу.

«Учебники были плохие, страницы ломались, так как были из очень неважной бумаги… А сейчас книги – игрушки! И тетради очень хорошие, приятно взять в руки. Наверное, были бы такие в наше время, учились бы на одни пятёрки! Но и та, подаренная отцом тетрадь казалась настоящим чудом – так дивно было видеть чистые аккуратные листы...», - рассказывает Тамара Павловна.

«Кукол шили с мамой из тряпок, а вовнутрь насыпали опилки… Я лежала в больнице, когда отец подарил мне магазинскую куклу. А я, однажды забежав в операционную, увидела, чем там заняты люди… И когда пришла с куклой домой, первое, что сделала, так это разрезала куклу ножом: что у неё, настоящей, внутри? Оказалось, тоже опилки! Это было самое больше разочарование в нашей маленькой жизни…», - смеётся Светлана Павловна.

В 1950 году всей семьёй переехали в Туву, где Тамара Павловна пошла в третий класс. И вот тут-то произошёл неприметный, казалось бы, случай, который, однако, многое решил в её жизни. Однажды после урока в класс вошёл мужчина в погонах, а за ним мальчик. К удивлению, военный человек вдруг назвал учительницу Анну Порфирьевну Михайлову просто Аней, а мальчик и вовсе мамой. «Я была в полной растерянности: как можно так называть учительницу?! Дома мне объяснили, что у учительницы тоже есть муж, дети. И я поняла, что учитель - самый обычный человек, а коль скоро мне стало известно, что на учителя можно выучиться, тут же решила идти в педагогический. Это была моя единственная и самая заветная мечта, которой я не изменила...».

В 1959 году Тамара Павловна окончила среднюю школу. Грамотных людей не хватало, в учителя шли лучшие выпускники средних школ, и с 1 февраля 1960 года Тамара Павловна устроилась учителем русского языка в сельскую школу. Преподавание велось на родном (тувинском) языке, учитель русского языка преподавал без переводчика, было непросто…

После работы учителем Тамара Павловна была библиотекарем, а в 1963 году поступила на историко-филологический факультет Кызылского государственного педагогического института. Училась на заочном отделении, не оставляя своей работы в восьмилетней городской Чаданской школе №3. Здесь же Тамара Павловна два года исполняла обязанности завуча и один год – директора.

В 1968 году школа, до сего смешанного типа, стала национальной, и для русских детей сделали пристрой во второй школе. И туда перевели учащихся из школы №3. Были в ней, впрочем, и тувинцы (так, с братом Тамары Павловны и Светланы Павловны - Александром Павловичем - учился нынешний министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу, носивший тогда фамилию Кужегет). И Тамара Павловна перешла во вторую школу, проработав в ней до 1991 года (отмечена званием Отличника народного просвещения), после чего переехала в деревню Подволошино Катангского района.

Пятнадцать лет - с 1995 года по 2010-й – Тамара Павловна преподавала в Подымахинской сельской школе, а ныне находится на пенсии, но со многими учениками поддерживает связь по электронной почте. У неё 2 детей, 6 внуков и одна правнучка, которая в этом году пойдёт в первый класс…

В отличие от сестры, Светлана Павловна Дудник не мечтала быть учителем. Но судьба повернулась так, что пришлось поступить в Енисейский педагогический институт на физико-математический факультет. Отучилась два года и перевелась в Кызыльский педагогический институт. Так же, как и сестра, училась заочно, а работала в школе недалеко от Чадана. Спустя некоторое время устроилась в 1-й школе учителем математики. Обучение, вспоминает Светлана Павловна, велось до 8 класса на тувинском языке, а с 9-го – на русском. Для пятых и шестых классов был выделен переводчик-тувинец, а уже за 10-м и 11-м был закреплён русский язык.

С 1969 года Светлана Павловна жила в Молдавии в г. Чадырлунга. И тогда же у неё возникла тяга к вычислительной технике. В школы обещали прислать электронно-вычислительные машины, для чего педагогов по их желанию послали на курсы программистов в Вильнюс. После 4 месяцев обучения Светлана Павловна из школы ушла в вычислительный центр программистом. Там проработала два года, но, как признаётся, наскучавшись без уроков, вернулась в школу учителем информатики, тем более что как раз в средние учебные заведения стали поступать долгожданные ЭВМ.

С перестройкой в Молдавии обострилась проблема национальных кадров, и в 1989 году Светлане Павловне пришлось уехать в деревню Подволошино, где жил её младший брат. Однако и там возникли проблемы, главным образом связанные с трудностью выезда за пределы населённого пункта и получением квалифицированной медицинской помощи. «Разные экспедиции, которые существовали до этого в Подволошино, к тому времени свернули свою деятельность, тем более что и в стране шёл раскардаж, мужья остались без работы, выехать нельзя… Ну, переехали в Усть-Кут, а там выяснилось, что в Подымахинскую школу нужны учителя русского языка и математики…».

«Я за свою жизнь смастерила две табуретки, - улыбается Светлана Павловна. – Одну в школе, а другую в институте. Хрущёв сделал в своё время одиннадцатилетку, и в старших классах ввели производственное обучение: 5 дней учёбы, в субботу на работы. Мыли и налаживали трактора, на токарных станках изготавливали гайки, штукатурили, красили, столярничали… Короче говоря, и пилила, и точила, и строгала на своём веку! В те годы не существовало производственных бригад, но мы каждое лето работали на сортучастках или в саду, позже на сенокосе. Не раз пололи просо на жаре: дадут полоску и гони её через всё поле, выдёргивая каждую травинку, - так я несколько раз просто падала в обморок… В 16 лет пришла на работу в РСУ и спрашиваю, какое занятье мне дадут, а прораб подвела меня к грузовой машине и сказала, чтобы грузила в кузов камни. И я нагрузила этот кузов, а назавтра другой – и слегла от бессилья! Ну, потом разобрались… Так начала свою трудовую деятельность в 1960 году. А много ездила, наверное, потому, что родилась в санях – не довезли маму до нужного места…».

И спустя годы Тамара Павловна и Светлана Павловна вспоминают добрым словом своих родителей. И особенно отмечают, что уроки отца - заядлого книгочея - не прошли даром и, разными дорожками, но привели обеих его дочерей в школу. Надо полагать, затем, чтобы и кому-то из ребят тоже послужить уроком - славным и на всю жизнь.

А. А.

   

   


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

    

Адрес статьи: http://dialog.ust-kut.org/?2011/31/04312011.htm
При использованиии материалов сайта активная гиперссылка на газету Диалог ТВ обязательна.


Вернитесь назад

Яндекс.Метрика