УСТЬ-КУТСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА Диалог ТВ г.Усть-Кут.
www.dialog.ust-kut.org

Читать статью на сайте ГАЗЕТЫ
    

Усть-Кут – форпост Ленского волока

«Казачье вершили дело, а обернулось оно общерусским».
Е.Т. Ермак

Устье реки Куты первым из казачьих атаманов, покорителей Сибири, увидел Пантелеймон Пянда, когда в 1824 году поднимался вверх по Лене от места будущего Якутска до своего перехода на Ангару. Освоение Ленского края пошло быстрыми темпами. В 1628 году отряд Василия Бугра разведал путь на Лену, двигаясь по Ангаре, Илиму, Игирме и волоком до Куты.

Отряд Федора Романова разведал другой путь на Куту – через переволоку с р. Казачка на р. Муку. Но все эти пути были неудобны, трудны и длительны по времени. Енисейский воевода Яков Хрипунов посылает атамана Ивана Галкина с тридцатью казаками на поиск наиболее удобного пути с Ангары на Лену.

В 1630 г. Галкин заложил основу Ленского волока, построив на р. Илим острог, который так и назвал - Ленский волок, но вскоре его переименовали в Илимск. В этом же году Иван Галкин обустроил волок до р. Мука, разведал путь до устья Куты и начал строительство дощаников и плотов в месте впадения р. Мука в р. Купа, основав первое плотбище на Лене – Мукское, где впоследствии образовалась деревня Мука, ныне Семигорск. Сплавившись по Купе и Куте, отряд Галкина вышел на Лену. Место это не очень понравилось атаману. Вот как описывает его мнение сибирский историк Петр Андреевич Словцов: «Усть-Кут показался точкою, закрытою по тесноте горизонта, да и Лена тут не оправдала наслышие о своей великости, тем не менее, с приобретением сего места, обращенного в пристань и укрепление, открывался обоесторонний ход к югу и востоку на тысячи верст».

Ленский волок начал свое существование. И. Галкин заложил основание острога, для начала построив зимовье. Он торопился, так как получил задание от воеводы построить и Киренский острог. Так одновременно в 1631 году появились Усть-Кут и Киренск.

Московское правительство и енисейский воевода упорно продвигали отряды на Восток и на юг – к Байкалу и к границе Китайского государства.

Ленский волок стал ключом к открытию и освоению Восточной Сибири и Дальнего Востока. Усть-Кут становится на многие годы форпостом Русского государства для движения казаков, служилых, духовенства, купцов, землепашцев и просто предприимчивых людей на Север, Юг и Восток.

Необъятные просторы Севера, легенды Байкала и таинственный Восток имели притягательную силу как для высших лиц государств, так и для простых людей.

Ленский волок стал важной частью грандиозного пути от Урала до Охотского моря. Усть-Кутский острог на слуху у енисейского воеводы и в Сибирском приказе царского правительства. В 1668 году в «Росписи» пути на Лену с Енисея, воеводе П. Головину указано: «От Енисейска до Ленской переволоки…от реки Куты до Ленских верховьев, вплоть до Лама (Байкала), а течет Лена- река - вершина из ключей - и подошла та вершина Ленская к Ламе близко».

Об Усть-Куте написано: «С Усть-Куты реки вниз, по обе стороны Куты-реки, пашенных мест - 20 десятин. На Куте-реке - соленое озеро, от Куты-реки с полверсты, из него исток росолной течет в Куту-реку; кругом соляного озера и до Лены-реки пахотной земли 60 десятин, сенных покосов 600 копен».

В пяти тысячах километров от центральной Руси образовался прочный опорный пункт. Усть-Кут не только форпост, это еще и таможня, и пункт отправки отрядов, охочих людей, научных экспедиций в Даурию, в Охотск, на Камчатку.

Главное значение Усть-Кута – узловое положение на стыке Ленского волока и двух водных путей. Здесь строятся суда, здесь они загружаются хлебом, солью, боеприпасами, железом и другими товарами, необходимыми для жизни и торговли.

Каждую весну на Усть-Кутской пристани тесно. Подходят кочи, дощаники, карбасы, барки, каюки и плоты с Муки и верховья Лены. Таможенники и целовальники не знают отдыха ни днем, ни ночью. Идет погрузка и перегрузка товаров, ведется учет приезжающих и отъезжающих. Воеводский и царский спрос строг – все учесть, со всего и со всех взять пошлину.

И хотя Илимск был административным центром воеводства, но фактически именно Усть-Кут играл основную роль в подготовке и осуществлении походов, торговли, отправке речных караванов вверх и вниз по Лене, по контролю за перевалкой по Ленскому волоку.

Усть-Кут играл и военно-стратегическую роль до замирения с воинственными верхнеленскими бурятами. Местное население – эвенки (тунгусы) – мирный народ. Они сразу признали верховенство Белого царя и исправно вносили установленный ясак, за что получали от правительства льготы:

  • запрещалось охотиться в их родовых угодьях казакам, служилым и пришлым.
  • соболя разрешалось добывать только тунгусам;
  • запрещалось обменивать пушнину, сверх ясака, на вино и водку, чтобы не спаивать аборигенов;
  • жизнь и имущество защищал закон русского государства.

Браки между поселенцами и эвенками разрешались только после принятия аборигенами православной веры. В Усть-Куте и сейчас проживает немало потомков смешанных браков. Но население росло медленно. Пополнение шло в основном за счет добровольного, а чаще принудительного переселения из Северо-Восточной части русского государства. Присоединение необъятной Сибири заставило правительство искать выход в заселении новых земель ссыльными, пленными, принудительно отобранными (к таковым относились, в первую очередь, хлебопашцы и плотники). Беглым крестьянам разрешили приписываться к новым землям через шесть лет после ухода от хозяина.

Усть-кутская территория заселялась таким же образом. Доподлинно известно, что основателями рода Качиных и Литвинцевых были ссыльные сыны боярские. Главным образом пополнение шло из центра и с северо-востока Руси, из городов: Устюг,

Калуга, Вологда, Пермь, Ярославль, Вятка, Сольвычегодск, Новгород. Поэтому русское население было самым многочисленным в те времена. Согласно «Росписи» 1645 года звучат фамилии: Бузиковы, Ботовские, Вологжины, Качины, Карповы, Литвинцевы, Немытышевы, Рудых, Сизых, Суровы, Турукинские, Томшины, Тюменцевы, Тюрневы, Устюжанины, Черемных, Шерстяниковы. Этим фамилиям от 360 до 380 лет, хорошо бы их потомкам составить генеалогические древа.

380 лет Усть-Куту. Роль и значение его в истории Иркутской области и всей Восточной Сибири достаточно велики. Усть-Кут не ушел в историческое небытие. Он был воротами на Север, отсюда берет начало Байкало-Амурская магистраль.

Нужно смотреть с оптимизмом в его будущее. Географическое положение, его потенциал, историческое прошлое ко многому обязывают. И сегодня Усть-Кут – крупнейший город на Лене, от верховья до Якутска.

Иркутская область - это не только Приангарье, но и Приленье! Центром Приленья должен стать Усть-Кут. Для этого нужно не только мечтать, нужно активно действовать, нужно своими делами помогать осуществлению исторического предназначения города. Примером являются предки устькутян и все, кто здесь жил и работал. Город создавался людьми недюжинных способностей, сильными духом, выносливыми и терпеливыми, а главное – бесстрашными.

Потомкам первопроходцев есть с кого брать пример. Пусть историческая память и традиции помогут нам выстоять и дерзать на благо дивного места Сибири, имя которому Усть-Кут.

А.А. Сундуков

   

   


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

    

Адрес статьи: http://dialog.ust-kut.org/?2011/31/03312011.htm
При использованиии материалов сайта активная гиперссылка на газету Диалог ТВ обязательна.


Вернитесь назад

Яндекс.Метрика