УСТЬ-КУТСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА Диалог ТВ г.Усть-Кут.
www.dialog.ust-kut.org

Читать статью на сайте ГАЗЕТЫ
    

Мировая знаменитость «живет» в нашем музее

Величайшие деятели искусства восхищались им! Архитектор Ле Корбюзье о нем говорил: «До сих пор не создано ничего столь элегантного по форме, столь качественного по разработке и столь целесообразного по конструкции». Тулуз Латрек, художник эпохи ар нуво, использовал его на заднем плане многих из своих работ. У Пабло Пикассо они стояли в студии. Швейцарский архитектор модернизма Ле Корбюзье широко использовал их в своих ранних проектах, заявляя, что они являются воплощением современных концепций экономичности, долговечности и прочности. В оркестровой яме Иоганна Штрауса стояли исключительно они. Их с удовольствием рисовали на своих картинах Тулуза де Лотрек, а позднее Пикассо и Сальвадор Дали. Лев Толстой уважал их за простой и естественный вид. Они были почти действующим лицом в фильме, «Кабаре» с Лайзой Минелли. В 1918-м на них заседали народные комиссары в Смольном и подписывали Компьенский договор французы. В годы второй мировой партизан и будущий глава государства Иосиф Броз Тито, прятавшийся в югославских пещерах, использовал его как подставку под радиопередатчик.

И всё это о венском стуле.

Михаэль Тонет, (1796-1871 г.г.), автор знаменитого венского стула, был пионером мебельного дизайна. Он родился в Боппарде в Пруссии, и жизнь его началась в век индустриальной революции. Таким образом, он стоял у самых истоков массового производства и частного предпринимательства. Тонета можно по праву назвать революционером мебельного производства, на много лет опередившим своё время. Недаром кушетки, кресла-качалки, столики и стулья от Тонета по сей день являются актуальными предметами интерьера и пользуются успехом во всём мире. Учился на плотника и краснодеревщика в Боппарде, в 1819 открыл собственную мебельную мастерскую, а в 1830 провел первые эксперименты со слоистой древесиной. Тонет клеил и гнул деревянные детали, подвергал их предельным деформациям, изучая возможности материала. В результате многочисленных опытов им был разработан промышленный метод гнутья. Этим методом можно было создавать кресла и стулья из многослойных гнутых полос, отказавшись от традиционного крепления элементов и уменьшив количество деталей.

В 1842 году. Михаэль переехал в Вену, получил пятилетний королевский патент на производство гнутой мебели из слоистой древесины (и отныне стулья, изготовленные по его технологии, стали называться «венскими»). В 1849 г. открыл собственную мастерскую в Вене, в 1851 г. получил бронзовую медаль на Лондонской международной ярмарке за свой дизайн мебели, в 1852 г. открыл торговую фирму в Вене, в 1852 году получил второй патент на производство гнутой мебели из слоистой древесины; в 1853 г. передал свою компанию в собственность сыновьям под именем «Братья Тонет»; 1858 г. - начал производство стула №14. Благодаря своей роли изобретателя и предпринимателя Михаэль Тонет стал одним из родоначальников современного мебельного производства.

В России, как и по всей Европе, венская мебель начала свое победное шествие с гастрономических и увеселительных заведений. Легкие удобные стулья особенно подошли для кафе, которые стали появляться в это время. На рубеже ХIХ-ХХ веков уже все общественные места, места досуга обставлялись венскими стульями - кабаре и кинозалы, кафе и театры. Затем - залы Государственной Думы, конторы и учреждения, учебные заведения и даже вагоны-рестораны. В 1889 г. фирма «Братья Тонет» становится поставщиком Двора Его Императорского Величества, и гнутая мебель появляется в загородных резиденциях, на верандах и балконах летних дворцов. В дворянских усадьбах, в дворцовых залах она соседствовала с дорогими старинными изделиями. Без венской мебели уже не могли обойтись в богатых домах, когда надо было принять большое количество гостей на домашних концертах и вечерах, столь популярных на рубеже ХIХ-ХХ веков. Многочисленные стулья, кресла-качалки и прочие гнутые изделия вписались и в эклектичные купеческие интерьеры, и в изысканные жилища аристократов, и в скромные квартирки простых горожан. И, конечно, оказались очень кстати на дачных верандах и в садах имений. Героев Чехова трудно представить себе в иной обстановке. Венский стул, запечатленный на страницах книг, на множестве картин и фотографий, был молчаливым спутником и свидетелем человеческой жизни. Деятельность представительств фирмы «Тонет» в России прекратилась в 1917 г., магазины и склады были закрыты. Но миллионы венских стульев и прочих предметов гнутой мебели успели прочно обосноваться в нашей стране. Вместе с людьми они пережили революцию, войну, строительство социализма и времена застоя и мирно дожили на кухнях и в гостиных до наших дней, оставаясь всем знакомым и привычным предметом. И дождались новоиспеченных собратьев, наводнивших современные кафе и мебельные магазины под своим прежним названием - «венский стул».

Тонет спроектировал около 20 базовых стульев. Стержнем всей этой гаммы стала «Модель 14» - самый лаконичный, изящный, графичный вариант венского стула. Он состоял всего из 6 частей. Трехмерное гнутье позволило объединить спинку и задние ножки в одну деталь. Сидение круглой формы затягивалось камышовым плетением. Сечение деталей было сведено до минимума. Конструкция получилась очень легкой, пружинящей, но стабильной. Этот стул приобрел одно волшебное свойство - когда на него садился человек, стул «исчезал», о его существовании говорила только поза сидящего. В результате венский стул мог вписаться в любой интерьер. Но Тонет не только великий дизайнер, совершивший мебельную революцию, он еще и талантливый бизнесмен. Он придумал мебельную программу. Фирма Тонета производила мебель комплектами, основу которых составляли стулья. Каждый из 20 образцов стульев дополнялся другими изделиями - креслом, диваном, столиком, качалкой, вешалкой. Если учесть, что для каждого мебельного комплекта существовало до 10 исполнений, то число вариантов изделий приближалось к шести сотням. Мебель Тонета стала необычайно популярна, причем популярность эта была устойчивой.

Процесс производства, придуманный Тонетом, открывал поистине уникальные возможности в дизайне гнутой мебели. Тонет мечтал создать свою мебель, найти «стиль Тонета». Он хотел, чтобы эта мебель была легкой, но прочной, уютной и компактной. И он создал её. Прочность венского стула была однажды продемонстрирована эффектным рекламным трюком: он был сброшен с Эйфелевой башни и не разбился. Ни один предмет традиционной мебели не выдержал бы такого испытания.

Михаэль Тонет умер в 1871 году, но его проекты и процесс производства продолжили жизнь в руках его 5 сыновей (всего у него было 14 детей).

Компания Тhonet в 2010 году праздновала 150-ю годовщину со дня появления на свет знаменитого «венского» стула №14. По этому случаю была выпущена новинка - аналогичная модель для детей.

Изделия, созданные мастером почти полтора века назад, в своем первозданном виде бережно хранятся во многих музеях мира. Один из таких стульев находится в Усть-Кутском историческом музее под своим прежним названием: «венский стул». Сохранение - благородная задача, выпавшая на долю музейных работников. Они с любовью относятся к уникальному изделию, оберегая, как живое существо, ведь для них каждый экспонат - душа и память о человеке, сделавшем, либо бережно хранившем дорогую ему вещь. Венский стул фирмы «ТНОNЕТ» передан в музей 14 августа 1980 г. жителем села Орлинга Н.М. Тупицыным.

Еще один интересный факт: под сиденьем ставили фабричное клеймо. Сначала это была резная надпись, затем бумажная наклейка. Экспортные лейблы различались по дизайну в зависимости от принимающей стороны. Для России выпускались специальные наклейки с надписями кириллицей «БРАТЬЯ ТОНЕТЪ». Наш музей - обладатель стула с резной надписью «THONET». При посещении Усть-Кутского исторического музея вы можете лично увидеть это: переверните наше сокровище и отыщите эту надпись!

Ю.В. Новобранова,
научный сотрудник
МУК «Усть-Кутский исторический музей» УКМО

   

   


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

    

Адрес статьи: http://dialog.ust-kut.org/?2011/12/01122011.htm
При использованиии материалов сайта активная гиперссылка на газету Диалог ТВ обязательна.


Вернитесь назад

Яндекс.Метрика