УСТЬ-КУТСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА Диалог ТВ г.Усть-Кут.
www.dialog.ust-kut.org

Читать статью на сайте ГАЗЕТЫ
    
ЭССЕ
22 апреля - день рождения В.И. Ленина

      «Надо мечтать!» - пишет Владимир Ильич в книге «Что делать?» (1902 г.). «…Разлад между мечтой и действительностью не приносит никакого вреда, если только мечтающая личность серьёзно верит в свою мечту, внимательно всматриваясь в жизнь, сравнивает свои наблюдения со своими воздушными замками и вообще добросовестно работает над осу-ществлением своей фантазии. Когда есть какое-нибудь соприкосновение между мечтой и жизнью, тогда все обстоит благополучно. Вот такого рода мечтаний, к несчастью, слишком мало в нашем движении».
                          (Ленин В.И., ПСС, т. 6).

А.А. СУНДУКОВ

ЕГО НАЗЫВАЛИ КРЕМЛЕВСКИМ МЕЧТАТЕЛЕМ

Ленин мечтает о подготовке и проведении социалистической революции. Но, чтобы совершить революцию, нужно сначала вооружить рабочий класс передовой теорией – марксизмом. Рабочему классу нужен коллективный руководитель из числа лучших представителей пролетариата, объединенных в партию, партию нового типа: жёстко централизованную, фанатично преданную идеям пролетарской революции. «Роль передового борца может выполнить только партия, руководимая передовой теорией». (В.И. Ленин). Бескомпромиссная борьба Ленина с вождями русской социал-демократии за такую партию приносит успех. На II съезде РСДРП в 1903 году создаются партия большевиков и большевистское течение в марксизме. Владимиру Ильичу исполнилось 33 года. Возраст Христа. Но Ленин давно порвал с религией. Он - воинствующий атеист, как Карл Маркс, который в своей философии опирался на материализм Фейербаха, призывавшего заменить абстрактную веру в Бога на реальную любовь к ближнему, а христианство - на альтруизм. Владимир Ильич Ленин в своей работе «Социализм и религия» заявляет: «Религия есть опиум для народа. Религия – род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную жизнь… Партия наша есть союз сознательных передовых борцов за освобождение рабочего класса. Такой союз не может и не должен безразлично относиться к бессознательности, темноте или мракобесию в виде религиозных верований». Такой жесткий, бескомпромиссный подход приведет к далеко идущим, взаимно не оправданным и негативным, а зачастую и трагическим последствиям. Но Ленин не мог позволить своей партии иметь другую идеологию, кроме марксистской, зовущей на яростную классовую борьбу. Здесь нет места христианскому смирению или совету с Богом. Здесь все порывы души нацелены на жертвенную борьбу во имя светлого будущего не в раю, а здесь, на Земле, в коммунистическом обществе. Многим этот призыв понравился: не ждать, а сейчас самим сломать до основания все, что связано с ненавистным старым миром, и построить новый мир, светлый, счастливый, где равенство, братство, свобода сочетаются с раскрепощенным трудом. И пошла православная Россия в большинстве своем за атеистом Лениным, который реально дал землю и мир трудовому народу. Менее чем за полтора десятка лет партия большевиков во главе с Лениным подготовила и совершила первую в мире социалистическую революцию. Рубикон был перейден! Первый шаг человечества к коммунизму был сделан! Этот шаг для мировой цивилизации важнее полетов в космос и самых важных открытий в мире, ибо впервые в мировой истории социальный взрыв имел теоретическое обоснование и запланированную цель. Это был взрыв направленного действия – прорыв в сложившихся тысячелетиями устоях эксплуататорских обществ. Сегодня много критики и даже обвинений в адрес марксизма, лично Ленина, его последователей и результатов попытки построения коммунистического государства.

Величие исторической личности Ленина от этого не умаляется! Критиканам нужно напомнить, что именно Октябрь 1917 года ускорил не только общественное движение на всем земном шаре, но и придал огромное ускорение в развитии науки, техники, через соревнование, конкуренцию образовавшихся двух мировых общественно-экономических систем - капитализма и социализма. Мир после Октября стал многомерным. Социальные потрясения и общественно-государственные образования приобретают различные формы и оттенки. Азия, Южная Америка, Африка становятся аренами классовых боёв и социальных переустройств. Весь мир после Октября пришел в движение. Поэтому Ленин намного превосходит по своей исторической значимости Александра Македонского, Карла Великого, Кромвеля, Петра I, Наполеона и других. Отсюда закономерный вопрос: при каких условиях рождаются такие гении? Наверное, нет простого ответа. Но есть мнение, что сама история общественного развития мира и России создала условия для появления народного вождя. Известные личности - а чаще огромная масса безызвестных героев-борцов за справедливость и свободу - исподволь готовили почву для рождения человека, обладающего качествами не простого страдальца за народные беды и невзгоды, не только готового на подвиг ради освобождения людей от порабощения и рабства, но обладающего организаторским талантом вождя и даром предвидения новых целей и путей развития общества. Такой человек родился 22 апреля (по новому стилю) 1870 года в Симбирске. «Гений прост и понятен, как истина, - утверждал Н.Г. Чернышевский, - ведь естественно человеку видеть вещи в истинном виде». Весь семейный уклад Ульяновых и хорошее воспитание создали условия, чтобы Володя увидел вещи, то есть жизнь, в истинном виде. Слова, вынесенные автором в эпиграф, - это песня неизвестно автора, которую Мария Александровна пела над колыбелью Володи. Мальчиком он зачитывался сказками Пушкина, Гоголя, Ершова, весело распевал: «Бобыль гол, как сокол, поет, веселится» (из «Песни бобыля» И. Никитина). На Волге видел труд бурлаков и слушал их песню «Эх, дубинушка, ухнем!». С детских лет выросло и утвердилось в Володе Ульянове великое, драгоценное чувство доверия к жизни, неиссякаемое жизнелюбие. Здесь глубинные корни его мечтаний о будущем, его гениальные прозрения, предвидения и открытия. Как и Маркс, он нашел себя, свое высшее призвание в том, чтобы «трудиться для человечества». Этому без колебаний была отдана вся жизнь. «Одна, но пламенная страсть» определяла монолитную цельность его натуры.

Огромное влияние на Володю оказывал его старший брат Александр. Володя к нему тянулся, как цветок к солнцу: подразжал ему, учился у него. На одних духовных жарких углях вскипала их революционность: Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев, Н.А. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин. Александр был талантлив во всем: в душевных порывах и науках. Знаменитый ученый Бутлеров верил в «химическую звезду» Александра Ульянова, другие прочили его в профессора зоологии. Несокрушимая идейная убежденность Александра растрогала даже царя Александра III, он назвал её трогательной. Гибель брата, словно молния, пронзила молодую душу Володи и озарила его осознанием, что нужен другой путь к революции. В душу запали слова брата, произнесенные перед казнью: «Среди русского народа всегда найдется десяток людей, которые настолько преданны своим идеям и настолько горячо чувствуют несчастье своей Родины, что для них не составляет жертвы умереть за свое дело». Володя сказал матери: «Он не мог поступить иначе, - и добавил, - не таким путем надо идти». В 16 лет Володя делает первую попытку перевести «Капитал» Маркса. В 17 лет участвует в студенческой демонстрации, за что его исключают из Казанского университета. В 19 лет знакомится с «Манифестом Коммунистической партии». В 22 года яростно полемизирует с народниками. Их лидер Михайловский говорит о В. Ульянове: «Личность незаурядная, и народничеству с ним не раз придется встретиться». Он не ошибся. В 25 лет Владимир Ильич создает «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Он ищет пути создания общероссийской рабочей партии.

Юность Ленина, вся его последующая жизнь дают исчерпывающий ответ, почему именно он, реалист и прагматик до мозга костей, смог подарить человечеству гениальную триединую философскую формулу, соединение мечты и действия. «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – таков диалектический путь познания к истине». Триада В.И. Ленина органично включает в себя человеческую мечту, как необходимый момент истины и революции. Революция есть осуществление мечты.

Знаменитый фантаст Герберт Уэллс, посетивший в 1920 году Советскую Россию, встречался с Владимиром Ильичом. В своей книге «Россия во мгле» он называет его кремлевским мечтателем. Действительно, еще не закончилась гражданская война, голод, холод, нет электричества, а Ленин рассказывает ему об электрификации всей России, о сплошной грамотности, о плановой системе, о построении новых фабрик и заводов. Г. Уэллс, сам мечтатель и фантаст, был настолько поражен мечтами Ленина, что, вернувшись в Англию, отзывался о Ленине со смешанным чувством восхищения и неверия. Только посетив СССР в 1934 году, он признался, что был неправ в своем неверии. «Мировая история - величайшая поэтесса», - говорил Энгельс, имея в виду массу неожиданных, в том числе, и трагических ее поворотов. Победить сразу в нескольких промышленноразвитых странах, как предполагали Маркс и Энгельс, пролетариату не удалось. Экономический потенциал капитализма оказался далеко не исчерпанным. Не удалось и братьям по классу в Европе подхватить знамя Октября. Период перехода к социализму оказался сопряжен с великими муками, сражениями и опасностями. XX век оказался более сложным и непредсказуемым, чем предполагали «патриархи» коммунизма. Но они же и предостерегали от поспешности, искусственного подталкивания общественных процессов. Если это происходит, то получается непредсказуемый результат. Маркс вслед за Гегелем называл это иронией всемирной истории. Это расплата за нарушение объективной природы вещей, объективных законов общественного развития. Но, кроме «иронии и истории», существует попутный «ветер истории». Есть гениальные строки Твардовского: «Нелегок путь, но ветер века – он в наши дует паруса!».

«Ветер истории» вносит свои коррективы в, казалось бы, устойчивые тенденции. Нужно их уметь предугадать, уловить и использовать на благо общего дела. Сейчас поднимает голову фашизм, расширяется терроризм, падает нравственность. Еще сто лет назад Маркс говорил: «Победы техники как бы куплены ценой моральной деградации. Кажется, что по мере того как человечество подчиняет себе природу, человек становится рабом других людей либо рабом своей собственной подлости». Еще в начале XX века В.И. Ленин высказал мысль о приоритете интересов человечества над задачами того или иного класса: «С точки зрения основных идей марксизма, интересы общественного развития выше интересов пролетариата». Общие человеческие ценности создавались, шлифовались многими тысячелетиями общения людей. Сегодня, к сожалению, нравственные критерии во многом деградировали из-за потери коллективист-ских начал общения. Современный мир заражен потребительством вещей и услуг. Интересы сводятся к вещизму, псевдоискусству, поп-музыке. Безыдейность захвытывает все большие массы молодежи. Нужны новые мечты о новой общности. Нужны новые лидеры с ясными, понятными целями, обладающие знаниями практической жизни и моральным авторитетом. Жизнь продолжается. Жизнь - это борьба. Значит, все по Ленину!

   

   

Ипсилон 2010-04-24 17:42:01
"Нет заботы беспрерывнее и мучительнее для человека,как,оставшись свободным,сыскать поскорее того,пред кем преклониться.Но ищет человек преклониться пред тем,что уже бесспорно,чтобы все люди разом согласились на всеобщее пред ним преклонение.Ибо забота этих жалких созданий не в том только состоит,чтобы сыскать то,пред чем мне или другому преклониться,но чтобы сыскать такое,чтоб и все уверовали в него и преклонились пред ним,и чтобы непременно вместе...

"Ф.М.Достоевский."Братья Карамазовы"

***

22 апреля 1870 года, 140 лет назад родился Владимир Ильич Ленин (Ульянов), политический деятель, организатор большевистской партии, основатель советского государства

Вопрос, вынесенный в заголовок, далеко не прост. Вы скажете: ну что тут сложного - надо только установить дату принятия Владимиром Ильичей этого псевдонима, вот и всё. А установить просто, хотя бы с помощью интернета. Паспорт умершего пошехонского помещика Николая Егоровича Ленина был передан его детьми, сочувствующими революционерам, будущему вождю мiрового пролетариата в начале 1900 года. Так что у Николая Егоровича Ленина нынче тоже юбилей. Но этим проблема вовсе не закрывается: надо ещё разобраться в том, простирается ли безсмертие Ленина, о котором пели, что он «всегда живой», на прошлое, и если простирается, то на какой отрезок времени? Не получится ли, что Ильичу куда больше ста десяти и даже ста сорока лет?

Маяковскии свои рассказ о Ленине начинал с зарождения капитализма. Гудки первых паровозов возвещали у него о грядущем могильщике царства эксплуатации: Ленин, ещё безымянный, уже тогда «витал» над Россией в виде призрака. Значит ему триста лет? Не факт. Четырнадцатая глава книги пророка Даниила намекает, что дату рождения Ленина следует отодвинуть в прошлое более чем на две тысячи лет. Пророк рассказывает, что у вавилонского царя Кира был любимый идол по имени ВИЛ, помещённый в специальное закрывающееся на ночь помещение, и множество жрецов утверждали, будто ВИЛ жив и будет жить вечно. В доказательство тому они днём вносили в камеру идола большое количество съестных припасов и вина, а утром показывали царю пустой стол — дескать, он всё съел и выпил. Пророк Даниил разоблачил хитрых жрецов, сделавших в помещении подземный ход, и царь их казнил. Читая этот текст, вспоминаешь о языческом мавзолее на Красной площади, уверениях советских идеологов о том, что лежащая в нём мумия безсмертна. Подобно языческим жрецам, и материально процветают идеологи культа этого персонажа, начальные буквы имени, отчества и псевдонима которого образуют аббревиатуру ВИЛ. Такого рода ассоциации окончательно запутывают нас в определении истинной даты рождения Владимира Ильича Ленина.

Чтобы внести ясность, нужно уяснить, какое объективное содержание мы вкладываем в слово «ленин». Что это — метафизическое понятие, художественный образ, или имя конкретного человека?

Точнее всего будет сказать, что «Ленин» вЂ” это символ. Что же он символизирует в России? Единого ответа тут быть не может — наполнение этого символа конкретным смыслом в разные периоды нашей истории было разным. От Октябрьской революции до конца 30-х годов фигура Ленина представлялась народам России как нечто грандиозное. В глазах большинства это был величайший из людей всех времён и народов, земное божество. Тогда так и пели: «Эх, яблочко, сверху зелено, нам не нужно богов, нужно Ленина!».

В конце 30-х громадные масштабы обрела и фигура Сталина, но во многом благодаря тому, что Иосиф Виссарионович воспринимался всеми как верный ученик и соратник Владимира Ильича. Примечательно, что уникальным гением Ленина считали тогда все слои населения, интеллигенция даже преимущественно. Более всего он символизировал собой почему-то силу интеллекта.

Когда в 1924 году Ленин умер, не реализовав до конца программу мiровой революции, путь к реализации которой, как полагали, был известен только ему одному, тут же возник фантастический план прочесть его мысли, расшифровав содержание мозга Ильича, а затем уж разрушить «мiр насилья» окончательно. Для этого в специальной лаборатории на улице Обуха стали резать мозг Ленина на микронные листочки и с помощью микроскопа разгадывать смысл проступающих на них при воздействии химических реагентов узоров. Так лингвисты разгадывают до сих пор письменность древнего американского племени майя. Заметьте, что это делали абсолютно серьёзно, на такую работу много лет отпускало государство неограниченные средства. Жрецов нашего «ВИЛа», кормившихся такого рода деятельностью, не смущало даже то обстоятельство, что мозг Ленина из-за болезни — прогрессивного паралича, от которого он и скончался, — высох, был не более грецкого ореха.

Конечно, подобного гипертрофированного, безумного культа ленинского разума не могло возникнуть, если бы ещё ранее не распространился культ человеческого разума вообще. Этот культ проник в наше общественное сознание в середине XIX века и к его концу стал господствующим. Пришёл он к нам, как и все разрушительное для России, с Запада, где публично был провозглашён во время Французской революции новой религией. То было время торжества рационализма, получившего богословское обоснование в учении Лютера, философское — в системах Декарта, Лейбница и Гегеля. Именно против того, чтобы перенимать у западных соседей рационализм, больше всего возражали славянофилы. Они «как в воду глядели», предчувствуя, что для нас, доверчивых, не выработавших к рационализму иммунитета, он куда опаснее, чем для Европы.

И вправду, культ разума перешёл всякие границы разумного в России, довёл нас до полного абсурда, что и продемонстрировала история с мозгом вождя.

Но почему олицетворением мощи людского разума стал у нас именно Ленин? Были ли для этого объективные основания? Убеждали ли в этом ленинские тексты, говорили ли они о том, что написаны гением? Конечно же, нет. Народ вообще не читал работы Ленина, считая их слишком сложными, и эта мнимая сложность только увеличивала уважение к автору. Некоторые слои интеллигенции почитали своей священной обязанностью иметь на книжной полке собрание сочинений Ленина и время от времени заглядывать в его тома, но не с целью критического анализа, а для того, чтобы «напитаться мудростью». И если там что-то было непонятно, читатель обвинял самого себя: я, дескать, ещё не дорос до понимания гения. Проверять правильность Ленинских высказываний было кощунством — они априори предполагались истинными. Это значит, что доверие к рассуждениям Ленина основывалось не на рассуждениях, а на чём-то другом, что было нам тогда очень дорого и связывалось в нашем сознании с его именем. Что же это было?

Самым дорогим, даже безценно дорогим была для нас в то удивительное время мечта. О чём? Точно ответить на этот вопрос невозможно — мечта эта была довольно расплывчатой. В ней фантазирование и о материальном благополучии (заходишь в магазин и берёшь всё безплатно), и о полной свободе (государство отомрёт), и о справедливости (каждому по его потребности), и главное, о братстве всех людей. Пролетарии всех стран, соединяйтесь! На первый взгляд какая-то мешанина, но, всмотревшись пристальнее, начинаешь понимать, что эти разношёрстные мечты суть наивные выражения устремления русской души туда, где «несть болезни, печали, воздыхания, но жизнь безконечная», т.е. к Царству Небесному.

Обретение этого Царства и при советской власти, даже у атеистов, оставалось подсознательной заветной целью русского, православного в глубине сердца, народа. На рубеже XIX и XX веков большая часть российской интеллигенции не могла уже верить в существование Божьего Царства Евангелия, ибо поверило в атеистическую европейскую науку. И перед ними встала жизненная необходимость как-то совместить исходящий от ума материализм с исходящим от сердца желанием попасть в рай. А когда возникает какая-то социальная потребность, обязательно появляется человек, который находит способ её удовлетворить.

Нашёлся он и в России, и это был Ленин. Выступая от имени науки, делая вид, будто он опирается только на разум, Ленин объявил, что обрести рай вполне возможно, оставаясь материалистом. Просто этот рай надо сделать материальным. Как это осуществить, по словам Ленина, указал ещё Маркс, назвавший земной рай коммунизмом. Сама схема совмещения холодного расчёта и пламенной мечты была столь пленительной для раздираемой противоречиями России, что никто не стал скрупулёзно исследовать, верна ли схема и что в результате на самом деле получится?

Ленину легко удалось всех обмануть, потому что все были обманываться рады. И потому он был провозглашён величайшим из смертных. А величие человека по тогдашним понятиям в первую очередь проявлялось в его уме, поэтому Ленин был провозглашён и самым умным. Именно «кремлёвского мечтателя» в первую очередь увидел в Ленине посетивший его Герберт Уэллс. Любовь к его мечте вызвала в нашем народе любовь к нему.

Это — о 20-х и 30-х годах прошлого века. А что же такое Ленин для нашего времени? Актуальность его наследия сегодня равна нулю: политические прогнозы не сбылись, философские сочинения при внимательном рассмотрении оказались безграмотными, мечта о коммунизме — так и осталась мечтой. И тем не менее эта вполне заурядная личность совершила такие тектонические сдвиги в истории, которые потрясли мир и изменили ход её.

Если всё-таки отделить этого человека от всего того, что он символизирует, то о нём можно сказать совершенно определённо, что он родился в Симбирске сто сорок лет назад и до 1900 года носил фамилию Ульянов, а потом поменял её на кличку Ленин.

Виктор Николаевич ТРОСТНИКОВ

www.russdom.ru/node/2735

***

КТО И ЗАЧЕМ ПРИВЁЛ БОЛЬШЕВИКОВ К ВЛАСТИ

К очередному юбелею "пломбированного вагона":

www.pravoslavie.ru/rusdom/200204/03.htm

[Ответить] [Ответить с цитатой]
↑ +2 ↓

Страницы: [1]

Оставить комментарий

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

    

Адрес статьи: http://dialog.ust-kut.org/?2010/17/13172010.htm
При использованиии материалов сайта активная гиперссылка на газету Диалог ТВ обязательна.


Вернитесь назад

Яндекс.Метрика