Июль N 28 ( 06.07.2012 )
- Итоги рейтинга 1.94/5
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Рейтинг: 1.9/5 (33 голоса) 980
|
|
МИР УВЛЕЧЕНИЙ
Остановленные мгновения
В далеком 1972 году десятилетнему сыну на день рождения родители подарили фотоаппарат «Смена 8М», но как с ним управляться Володя не имел ни малейшего представления. Сегодняшнему поколению, когда любой, даже ребенок, может легко снимать цифровым фотоаппаратом (где достаточно знать, на какую кнопку нажать и как сбросить фото на компьютер), трудно представить, насколько сложной была фотосъемка. Нужно было знать, как правильно вставить в аппарат пленку, а ведь малейший лучик света мог безнадежно ее испортить, выставить параметры съемки, для чего иметь представление о выдержке, диафрагме и других премудростях. Но на этом овладение навыками фотосъемки не оканчивалось, напротив, начиналось самое сложное: проявка пленки и фотопечать. А для этого мало, что требовалось множество всяческих приспособлений и реактивов, так еще и специальное помещение, которое должно было освещаться непременно красным светом. Другой бы на месте Володи отщелкал бы пленку, чтобы только порадовать родителей, что проявил интерес к подарку, да и забросил это хлопотное дело, но азартному мальчишке это и в голову не пришло. Зато пришла мысль обратиться в городское фотоателье, где познакомился с работавшей там Галиной Ивановной Рыбкиной. Женщина объяснила любопытному мальчишке азы обращения с фотоаппаратом, но чтобы заниматься фотографированием более серьезно, этого, конечно же, было недостаточно.
Через год Володя пришел в городской Дом пионеров, заниматься в фотокружке, где встретил свою знакомую Галину Ивановну, которая к тому времени преподавала фотодело, она и стала первым учителем для юного фотолюбителя. Преподавание в кружке было поставлено очень серьезно, и вместе с аттестатом о среднем образовании Владимир получил и удостоверение фотоинструктора. Спустя много лет Владимир Васильевич и сам станет вести фотокружок, созданный в четвертой школе Усть-Кута при Доме пионеров и школьников. Кстати, именно в четвертой школе учился и сам Владимир Гречко, а потом и его сыновья.
После окончания школы, казалось бы, профессия Гречко была предопределена – стать профессиональным фотографом, но больше фото юноша любил механику, поэтому вполне естественно, что вместо фотостудии он выбрал работу в центральных ремонтных мастерских Осетровского речного порта, где в то время были сосредоточены самые современные техника и механизмы. Однако и с фотоаппаратом он не расстался: фотография стала его хобби.
Встречу с профессиональным фотографом Владимиром Константиновичем Буяновым Гречко считает для себя знаковой, это знакомство позволило ему выйти на новый уровень мастерства в своем увлечении. Они познакомились в отделе магазина «Север», где продавалось все необходимое для фотографов. Разговорились, и Владимир Константинович пригласил Володю к себе: на квартире Буянова два раза в месяц собирались фотографы города, профессионалы и любители, единомышленники, увлеченные общим делом. Там Гречко познакомился с фотографами Мельниковым, Батустиным, Ломовым, Лакус и другими. Эти посиделки были настоящей школой повышения квалификации, ведь признанные мастера делились своими секретами, обсуждали снимки, говорили обо всем, что касается фото. Атмосфера на встречах была самой доброжелательной, на любой свой вопрос Володя находил ответ и, как губка, впитывал все, что касалось фотографии.
Шло время, росло мастерство фотолюбителя Владимира Гречко, а параллельно совершенствовалась и фототехника. И хотя цветное фото существовало давно, делали такие фотографии практически только в профессиональных студиях, потому что проявка пленок и печать снимков требовали и мастерства, и особых реактивов, и специальных приборов, которые в то время были в дефиците. Однако ничто не могло лишить Владимира мечты заняться цветными фотографиями. И здесь как не вспомнить изречение одного из древних мудрецов, заметившего, что если человек чего-то сильно пожелает, все силы мира помогут ему в осуществлении мечты.
Среди увлечений Владимира Васильевича есть еще одно: путешествия, поэтому при первой же возможности он отправлялся в дальние места, куда позволяли средства и продолжительность отпуска. Во время одного такого путешествия по Прибалтике, в Каунасе, произошла еще одна интересная встреча с фотохудожником Антоносом Мажейка: он был профессиональным фотографом, имел свою фотолабораторию и - о удача! - занимался цветным фото. Приглашение Антоноса посетить его рабочее место Владимир воспринял как подарок Судьбы. Закончилось это знакомство тем, что Владимир отправил из Прибалтики домой вместо сувениров и модных вещей семь посылок с фотобумагой и необходимыми реактивами, а в Москве целый день он отстоял в очереди в ГУМе, чтобы приобрести польский фотоувеличитель «Крокус» для цветной печати. Аппарат был немаленьких размеров и с ним не пустили в метро, посоветовав добираться до вокзала на автобусе. Но что значили эти маленькие неприятности по сравнению с тем, что теперь он сможет фиксировать для вечности цветные изображения! Их впервые Владимир сделал осенью 1987 года, испортив перед этим кучу фотобумаги, постигая тонкости печати методом проб и ошибок.
Прошли годы, и вдруг оказалось, что можно получать отличные снимки и при этом обходиться без пленок, фотобумаги, реактивов и прочих приспособлений: наступал век так называемой «цифры». Появившееся чудо «Полароид», позволявшее делать моментальные снимки, Владимира разочаровало, поскольку фото получалось неживым, механическим, а вот первые, как их теперь называют «мыльницы», цифровые аппараты понравились. Впервые с новой техникой Владимира познакомил Юрий Николаевич Хворостинский, он показал и сам «цифровичок», маленький «Олимпус», и полученные снимки. Скоро и сам Гречко обзавелся современным по тем временам аппаратом. Работать стало гораздо проще, да и кадров можно было делать намного больше, не переживая, что в самый ответственный момент закончится пленка. Буквально через год тот же Юрий Николаевич показал Владимиру более мощный фотоаппарат, заметив, что он дает фотографу еще больше возможностей для качественных снимков. Словом, было к чему стремиться.
Пристрастие к фотографии прошло через всю жизнь Владимира Васильевича, и единственное, о чем он жалеет в связи с этим, что не удалось ему увековечить в фотографиях историю Осетровского речного порта, где начинал он свой трудовой путь. Ему этого просто не позволили компетентные органы, ведь в Советском Союзе порт был режимным объектом с определенной долей секретности. Объяснение запрета фотографировать на его территории сегодня кажется фантастически бессмысленным: американцы по фото могли вычислить точные координаты нахождения предприятия.
- А богатейшая фотолетопись получилась бы. Ведь какие уникальные люди работали в те годы в порту, какие современнейшие технологии погрузки-выгрузки применялись в то время, какая техника работала, - сокрушается Владимир Васильевич.
Хотя с фотографиями порта Владимир неожиданно для себя столкнулся в Москве, на выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ). На одном из стендов он с удивлением увидел знакомые пейзажи и лица, технику и погрузочные приспособления. Да ведь это же родной Осетровский порт. Даже вот оно, фото погрузчика, усовершенствованного благодаря рационализаторскому предложению самого Владимира Гречко, было представлено на стенде. Да, был такой случай в начале его трудовой биографии. Работая на погрузчике, Владимир придумал приспособление, которое зимой вместе с выгрузкой грузов из вагонов, помогало одновременно очищать рампу от снега. Экономический эффект от его изобретения был таков, что сулил его автору огромное по тем временам вознаграждение. Чтобы сэкономить, на предприятии посчитали экономию не по всему порту, а только на участке, где работал юный рационализатор, включили в группу несколько человек, но и тогда премия получилась больше месячного заработка - целых двести рублей.
Десять лет шел к персональной выставке Владимир Васильевич Гречко. Отбирать экспонаты из огромного фотоархива было нелегко: ведь что ни снимок, то отдельная история. Вот утка на фото «Промахнулся», которая вместо охотничьего трофея стала почти что членом семьи.
- Она взлетела буквально из-под моих ног, - вспоминает Владимир, - я выстрелил, но промахнулся. Утку ударной волной отбросило в траву, она запуталась, и мне удалось ее поймать. Я принес утку домой. Первое время она дичилась, но скоро привыкла и даже корм брала с рук. Так и перезимовала у нас, а весной я выпустил ее на волю.
Вот снимок, сделанный в пятидесятиградусный мороз. Гречко поразило тогда, что и в лютом холоде природа может быть такой величественной. Он не удержался, вернулся домой, взял фотоаппарат, и теперь этот день навеки вошел в историю. А вот небольшое озеро, с которым также связано немало воспоминаний. Здесь любит Владимир Васильевич коротать зорьки на утиной охоте, сюда однажды привел знакомого художника Владимира Жукова, попросившего показать ему красивые места для натуры. А вот изображение ручья, на котором вода предстает в качестве не земной, а какой-то космической субстанции, которая имеет цвет, объем и фантастическое содержание. Однако невозможно словами передать всю полноту чувств, охватывающих тебя при просмотре выставки: десятки прекрасных мгновений, остановленных фотографом и представленных зрителям, в которых жизнь - такая прекрасная и неповторимая. Выставка продлится до августа, и у устькутян есть прекрасная возможность посетить ее, чтобы еще раз убедиться, насколько красив и неповторим край, в котором они живут.
Вера Таюрская,
из архива Владимира Гречко.
ОТКЛЮЧЕННО